«Я выросла среди аптечных склянок»
Детство Светланы Владимировны прошло в тамбовском селе – очень крупном, но расположенном вдали от благ цивилизации. Мама Мария Павловна, фельдшер по специальности, прошла Великую Отечественную войну, служила медработником на передовой. Там и повстречала своего будущего мужа, который по иронии судьбы оказался ее односельчанином. После войны Мария Павловна с дочерью вернулась в тот самый фельдшерско-акушерский пункт, которым заведовала до 1941 года, а муж еще продолжал служить в армии.
– Медпункт представлял собой обычную деревенскую избу, одна половина которой была отведена под прием больных, а в другой жила семья фельдшера, – вспоминает Светлана Владимировна. – На жилой половине было негде готовить уроки, и когда мама уходила на вызовы, то оставляла меня с тетрадками и учебниками в медпункте. Там стояло несколько огромных шкафов с аптечными склянками, и на каждой полке маминым почерком было подписано, какие из них для чего предназначены. Я с ранних лет на уровне ощущений поняла, насколько важны лекарства в жизни человека, мне хотелось тоже раздавать людям порошки и капли, которые помогают выздороветь.
В четырнадцать лет Светлана самостоятельно отправилась за тысячу километров в Горький, где находилось единственное на весь СССР фармацевтическое училище, в которое принимали после седьмого класса, во всех других требовали окончить десятилетку.
Спасибо наставникам
– На вступительных экзаменах в училище со мной произошел знаковый случай, – рассказывает Светлана Владимировна. – Когда мы писали диктант, преподавательница остановилась возле моей парты и постучала по ней рукой. Я поняла, что она хочет указать мне на какую-то ошибку. Просмотрела написанное еще раз и обнаружила, где погрешность. Если бы ошибка осталась, то, возможно, я и не прошла бы по конкурсу. С тех пор всегда стараюсь не верить первому впечатлению о правильности собственных действий, а проверять и перепроверять.
Фармацевтическое училище Светлана Владимировна окончила с отличием. На выпускных экзаменах ее заприметил глава областного аптекоуправления Василий Мочалов и пригласил на работу.
– Я даже не раздумывала, сразу согласилась, – признается Светлана Владимировна. – Подумала, что если он так верит в меня, то и мне сомневаться не надо. Вообще меня вели в профессию замечательные люди: сначала мама, потом преподаватели училища, затем – руководители и сотрудники аптекоуправления.
Надо отметить, что одной из обязательных функций молодых работников аптекоуправления была регулярная работа за первым столом в различных аптечных учреждениях: чтобы проверять что-либо, нужно самим досконально знать предмет.
Поучительный ужас
Особую роль в профессиональном становлении Светланы Кононовой сыграли заведующие аптеками, где довелось проходить производственную практику.
– Одна из положенных по учебной программе практик предполагает самостоятельную работу будущего специалиста в качестве заведующего аптекой, – рассказывает Светлана Владимировна. – Помню, как я в свое время пришла на эту практику, а заведующая мне заявила, что уезжает и я должна реально целую неделю руководить учреждением. Этот ужас я не забуду никогда! Сложные ситуации посыпались как из рога изобилия: то звонят из управления и требуют отчет, то уборщица просит выдать материал для мытья полов, то привозят товар, не соответствующий накладной! Зато практика получилась очень эффективной, я на себе почувствовала все тонкости аптечной работы. Позднее я узнала, что все «накладки» были тщательно срежиссированы заведующей. На самом деле она никуда не уезжала, а полностью контролировала ситуацию. Сейчас, к сожалению, подобная практика проходит в ином режиме. Как правило, процесс ограничивается простым ознакомлением с документацией.
Живые знания для фармацевтов
В аптекоуправлении Светлана Владимировна прошла путь от рядового инспектора до руководителя управления. Высшее образование получила заочно, без отрыва от профессиональной деятельности. Не расставалась с любимой работой, даже когда возглавила открывшийся в 2000 году фармацевтический факультет НижГМА. Но долго совмещать две столь ответственные должности было нереально, и с 2003 года Светлана Кононова полностью перешла на преподавательскую ниву. В привычные для вузов методы обучения она постоянно вносит свои творческие разработки.
– Со мной могут не согласиться многие педагоги, но я считаю, что в вузе должно быть минимальное количество лекций и максимум практической подготовки. Для эффективного обучения нужна не сухая информация, а живые знания, одушевленные личностью преподавателя. Даже во время лекции, если я вижу, что глаза студентов потухли, то тут же перехожу в диалоговый режим, вызываю обратную связь. И в этом плане трудно переоценить роль практических занятий.
Возродить ценность профессии
Что касается современной производственной практики, то зачастую для студентов она становится «холодным душем»: сегодня в аптеках ждут не провизоров, а продавцов. За первым столом зачастую работают люди, не имеющие фармацевтического образования, в том числе сами студенты.
– Непрофессионалы за первым столом – самая страшная опасность современной российской фармации, – убеждена Светлана Кононова. – Мало того что они сами не могут оказать качественную фармацевтическую помощь населению, так они своим примером еще и сводят на нет профессиональную ценность специалистов: зачем учиться и стремиться к росту, если за те же деньги можно работать кое-как? Студенты видят такое отношение и останавливаются в развитии. Из вуза не уходят, но целью обучения становится получение диплома, а не знаний. То же относится и к работающим «первостольникам», я вижу, с какими потухшими глазами приходят они к нам на курсы.
Выход из ситуации Светлана Владимировна видит в систематизированной массовой работе по активному выявлению нарушителей закона и реальному избавлению аптек от неспециалистов.
– Необходимо вернуть значимость фармацевтической профессии, – считает Светлана Кононова. – Еще Авиценна писал о том, что для эффективного лечения необходимо взаимодействие трех сторон: врача, пациента и фармацевта. Фармацевт должен почувствовать, что его цель – помощь больному. Когда человек знает, что его деятельность несет реальное благо, то и относится к ней с душой. Я очень люблю свою профессию и надеюсь, что заветы Авиценны будут выполняться и в современной России.
Смотрите также:
- «Оценка – не показатель». Почему учитель года никогда не жалуется на детей? →
- По порядку номеров: в московские ВУЗы выстроились очереди абитуриентов →
- Змеиный клубок, зарплата, дети. Почему учителя уходят из школы →