Анализ авиакатастрофы в Донбассе. Версия Российского союза инженеров

Голландские эксперты работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing, выполнявшего рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур. © / Алексей Куденко / РИА Новости

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол 17 июля 2014 года. В 16:15 по киевскому времени украинские авиадиспетчеры сначала потеряли с ним связь, а в 16:20 он вообще исчез с радаров. Через 15 минут был выявлен сигнал аварийного маяка авиалайнера в трёх километрах к северо-западу от села Грабово Шахтёрского района Донецкой области, которое расположено в 78 км от Донецка и примерно в 50 км от границы с Россией. Впоследствии в этом месте и были обнаружены горящие останки самолёта. Все члены экипажа и пассажиры погибли. Практически сразу в прессе появились сообщения о том, что самолёт был сбит.

   
   

Война в зоне катастрофы

Боинг был сбит на территории Донецкой области Украины, которая находилась под контролем ополчения самопровозглашённой Донецкой Народной Республики (ДНР). Однако бойцы ДНР контролировали только землю, но не воздух: лишь у Вооружённых сил Украины было тяжёлое вооружение (зенитно-ракетные комплексы и боевая авиация), которые они неоднократно применяли по позициям ополченцев. 

Как самолёт оказался в зоне конфликта?

14 июля 2014 г. украинские власти закрыли воздушное пространство над зоной конфликта для полётов гражданской авиации до высоты 9800 метров (такая высота недоступна для переносных зенитных комплексов, которые есть у ополченцев). Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила, что, по её данным, никаких ограничений на полёты в пространстве, по которому следовал лайнер, не существовало.

Кто мог сбить Boeing 777?

По данным российской стороны, в день крушения самолёта группировка противовоздушной обороны Вооружённых сил Украины вблизи города Донецка насчитывала три – четыре зенитных ракетных дивизиона комплекса «Бук-М1». Представители Минобороны России также сообщили, что в день гибели Boeing 777 фиксировали работу нескольких радиолокационных станций украинской батарей ЗРК «Бук-М1», а значит, они отслеживали какие-то цели в небе. 

Статистика активности украинских РЛС в районе авиакатастрофы. Пресс-служба Российского союза инженеров

У ополченцев не было своих самолётов и ЗРК: формировать такую группировку в этой местности и при таком характере боевых действий нет ни возможности, ни необходимости. Сообщения украинской стороны о наличии у сил ополчения ЗРК «Бук-М1», способных уничтожать воздушные цели в диапазоне высот и скоростей, аналогичных Boeing 777, не нашли подтверждения. От обвинений в том, что самолёт якобы мог быть сбит захваченным ополченцами в Авдеевке ЗРК, отказались даже сами украинские власти.

«Гибель Boeing 777 в результате применения авиационного вооружения могла последовать только от вооружённых сил стороны конфликта, имеющей в наличии боевые самолёты, аэродромно-техническую сеть и навигационное оборудование, а также подготовленный авиационный и наземный персонал. Необходимо отметить, что силы ДНР не обладали ни тем, ни другим, ни третьим», — говорится в докладе.

Кто отдавал приказ?

В структуре АТО существует удвоение и утроение командных органов. Кроме того, всё, что связано с АТО, засекречено, и власти чаще всего отказываются от комментариев по этому поводу. Авторы доклада считают, что решение по таким серьёзным вопросам, как применение боевой авиации или зенитно-ракетных комплексов, принимают высшие армейские чины. То есть руководство АТО.

   
   

Ход расследования

19 июля на Украину прибыла группа международных экспертов для расследования катастрофы. Президент Украины Пётр Порошенко поручил силовикам прекратить боевые действия и операции в радиусе 40 км от места падения лайнера. В тот же день 22.07.2014 в Донецкой области самолёты ВВС Украины нанесли ракетный удар в районе города Шахтёрск, что всего в 30 километрах от места катастрофы. Обстрелы зоны катастрофы продолжались и в дальнейшем.

Экспертам не удалось собрать обломки самолёта, а без этого научные выводы о причинах катастрофы невозможны. Сообщено, что закончен «первый этап» расследования, смысл которого, собственно, свёлся к тому, что у комиссии не хватает материала для проведения экспертизы. О сроках второго этапа не сообщалось. При осмотре места гибели Boeing 777 на Украине не было проведено важнейшее исследование — выкладка обломков самолёта.

«Обстрелы территории, на которой находятся обломки, существенно затрудняют их сбор с целью последующего детального анализа, который необходим для установления причин, обстоятельств и виновников гибели самолёта. Отсюда можно сделать вывод, что вышестоящий штаб АТО дал указание артиллеристам обработать место падения осколков самолёта с целью не допустить нормального хода расследования, так как истинные результаты его им невыгодны».

Результаты расследования 

9 сентября нидерландской стороной опубликован предварительный доклад о причинах катастрофы на Украине. Согласно ему, «самолёт распался на части в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов».

Из доклада следует, что специалисты не нашли никаких признаков технических неполадок самолёта и ошибочных действий экипажа. На кабине пилотов обнаружены многочисленные отверстия. «Среди отверстий есть как крупные „рваные“ дыры, так и небольшие точечные отверстия, похожие на следы от пуль», — говорится в отчёте. Впрочем, никаких выводов голландцы из этого не делают. Окончательные выводы нидерландские эксперты обещают представить миру летом 2015 года.

«Характер повреждений и разлёт осколков свидетельствуют о применении двух видов оружия: на обломках Boeing 777 есть и округлые отверстия, которые обычно получаются в результате выстрелов из пушки, и разрывные отверстия, характерные для ракет со стреловидными поражающими элементами (например Р-27), — говорится в исследовании. — Вероятнее всего, самолёт был сбит боевым самолётом как с использованием ракеты „воздух-воздух“ ближнего боя, так и пушечным вооружением с использованием 30-мм авиационной пушки или контейнера СППУ-22 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. Для того, чтобы доказать это, комиссии не нужен год. Достаточно показать экспертам эти „высокоэнергетические объекты“, извлечённые из корпуса самолёта и тел пассажиров, и они через минуту скажут, каким оружием и как именно он был сбит».

Кому выгодна катастрофа?

Гибель Boeing 777, по мнению авторов исследования, принесла пользу властям в Киеве, которым была необходима международная финансовая и военно-техническая помощь, политическая и информационная поддержка, чтобы переломить неблагоприятную военную обстановку в Донбассе и удержаться у власти. 

Выгодна она и НАТО, для которого катастрофа на Украине явилась одним из поводов проведения политики расширения на Восток, и администрации Барака Обамы, которая смогла убедить глав европейских государств и Евросоюза применить очередные санкции против России, введение которых буксовало в течение нескольких месяцев. 

Прогноз развития ситуации

По мнению экспертов, до окончания работы международной комиссии и опубликования итогового доклада на Россию будет оказываться экономическое давление, а Киев сможет рассчитывать на всевозможную поддержку, включая финансовую и военную: «Украину будут стремиться притянуть в орбиту англосаксонских геополитических интересов и в НАТО, пусть пока в ранге партнёра, предполагая размещение на её территории войск и вооружений западных стран». 

Выводы

1)    Гибель Boeing 777 является спланированной военно-политической акцией. Выбор самолёта не случайно пал на «Малазийские авиалинии», на Малайзию — страну, находящуюся далеко от места происшествия, слабую в военно-политическом отношении, не способную отстаивать свои интересы. 

2)    Гибель Boeing 777 способствовала введению секторальных санкций в отношении РФ и созданию в западном информационном пространстве негативного образа России.

3)    Прямую юридическую ответственность за гибель Boeing, по мнению экспертов аналитической группы, несут высшие руководители АТО.