«Железный храм» победителей. Почему люди называют его местом силы?

У храма ещё стоят наряженные ёлки. © / Марина Набатникова

Главный храм Вооружённых Сил в парке «Патриот» некоторые называют железным. Что ж, для воинов «железный» равно непобедимый. Железный строй, железная команда, железный боец... И храм, построенный из железа, — это храм железных воинов. Храм победителей.

   
   

Величавое спокойствие

Конечно, мы о нём читали. И всё лето по дороге на дачу и обратно ждали появления его золотых луковичных и ребристых куполов из-за деревьев — днём ярко сверкающих на солнце, вечером степенно светящихся в лучах ночных фонарей. И всякий раз говорили, что надо найти день и полностью посвятить его знакомству с Главным храмом Вооружённых Сил России и галерей героев. Мы его нашли — в 20-градусный мороз 23 февраля. Впрочем, что мороз русскому человеку? Только бодрости добавляет.

Нас было шестеро — два поколения семьи, в том числе трое мужчин. И старший, и двое молодых — все служивые, в смысле послужили срочниками. Они и технику новую рассмотрели, выставленную по случаю праздника («Мама, у нас таких БМП не было, это совсем новая!»), и оружие («Современное мы знаем, дайте „калаш“ Великой Отечественной подержать»).

Но идём в храм. Он возвышается на свои 96 метров в центре круга: уходящая в глубину Традиции организация сакрального места. Его византийский облик с элементами древнерусской архитектуры обличён в болотное милитари, отчего он «дышит» величавым спокойствием — как могучий воин вне поля брани.

В нижнем храме. Фото: Марина Набатникова

По металлической лестнице поднимаемся размеренно: знаем, что отлита она из переплавленного трофейного оружия, и ноги сами как бы ощупывают каждую ступеньку.

Спустившись в нижний храм и отойдя от лестницы всего на несколько шагов, и мы, и другие люди, которых в праздник здесь немало, останавливаются и заворожённо вертят головой, рассматривая мозаики.

«Это космос!»

Нижний храм посвящён святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. Сочетание русской гжели и мозаичных стен, доминирующего синего с византийской позолотой. Из гжели здесь не только дверные наличники, колонны и лавочки, но и единственный в мире фарфоровый иконостас. Каменные полы также собраны в общей цветовой гамме.

   
   

Низкие, слегка давящие своды, где на синем золотые звёзды, — это первый момент «близости с космосом».

Мозаики на стенах «синего храма» с библейскими сценами, но помимо первых апостолов, есть там и Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Лука Крымский...

Необычная для нас, нынешних, купель. Однако, как рассказывали создатели храма, выполнена она по ранним христианским образцам. Народ смотрит, переговаривается со спутниками, пытаясь сообразить, как проходит в ней крещение.

Главный, верхний храм — Воскресения Христова. И уже от входа взгляд не может оторваться от огромной алтарной апсиды. 11-метровая золотая скульптурная фигура Христа на синей полусфере среди звёзд «летит» на всякого входящего, а вокруг него вьются тонким облаком херувимы.

«Это космос!» — говорит мой сын. «Это космос!» — вторят остальные. «Космос», — слышим мы справа и слева — доносящееся, видимо, от других таких же, как и мы, заворожённых неканоническим Христом бурятского скульптора Даши Намдакова.

Верхний храм. В центре — алтарная апсида Воскрешения Христова. Фото: Марина Набатникова

Но и канонические изображения впечатляют. Спас Нерукотворный на главной иконе храма, подаренной Владимиром Путиным (иконописец — Михаил Леонтьев). Он же — в куполе. Ты здесь всегда под его оком.

Высоко вверху — остеклённые своды (впервые в храмовой архитектуре), сквозь витражи нисходит солнечный свет, а наш дух, наоборот, устремляется вверх, к светлым небесам.

Да, витражи. Да, в православном храме. Но я не заметила, чтобы у кого-то вокруг возникал в связи с этим напряг. Витражи очень органичны. С орденами, как звёздами, — Российской империи, Красной и Советской Армии, боевыми наградами Великой Отечественной.

Прекрасно использовал витраж ещё один художник, Виталий Шанин. Он создал Голгофу —заупокойный канон, где сцена с распятым Христом — скульптурная композиция, а светящееся за его спиной небо — витраж.

Родина-мать

В этом храме тоже вокруг потрясающие мозаики — с Александром Невским (покровителем Сухопутных войск), пророком Илиёй (покровителем ВКС и ВДВ), Андреем Первозванным (покровителем ВМФ), великомученицей Варварой (покровительницей РВСН), а также с нашими выдающимися полководцами и рядовыми защитниками Родины в Отечественную войну 1812 года и в Великую Отечественную.

Богородица Василия Нестеренко — Родина-мать. Фото: Марина Набатникова

А напротив парящего в космосе Христа, над входом, огромная мозаика Богоматери с младенцем на руках — тоже совсем не каноническая (хотя и создана Василием Нестеренко), и тоже впечатляющая до мурашек по коже.

Жёсткие черты лица, решительность во взгляде, рука с указующим перстом откинута назад...

— Это Богоматерь?!

— Это Родина-мать.

— Точно...

Если окунуться в Традицию глубоко, то Христос — это солнечный бог, мужское начало. Богоматерь — земное, женское. Одно без другого не существует. Наши деды шли защищать Отечество и брали с собой горсть матери-сырой земли.

Складень Воскресения Христа открыт по случаю праздника. Фото: Марина Набатникова

Такое же соседство двух начал и с внешней восточной стороны храма. Там расположена икона-складень Воскресения, где в центре тоже золотой (солнечный) Христос. А напротив — монумент «Матерям победителей»: на насыпи 9-метровая скульптура женщины, потерявшей сына: она склонила голову и закрыла лицо руками. Это ещё один шедевр Даши Намдакова.

Полы одежды как бы раздвинуты, поэтому внутрь можно войти. Там горят факел и свечи. А у ступенек, ведущих к монументу, две тумбы со свечами. Что, вот так просто можно взять?! Мы взяли свечки, зажгли и поставили на выступах для них. А за нами это сделала молодая семья с двумя маленьким сыновьями.

«Место силы» - это не обязательно то, которое намолено молитвами многих людей за много лет. Если создатели «горели» единой идеей, если идея была так сильна, что они смогли построить этот великолепный храм, этот потрясающий памятник истории и культуры всего за 1,5 года – значит, место уже стало «местом силы». А если вспомнить, с каким мужеством сражались здесь наши деды, то нет сомнений: они его намолили. Да и круг, в центре которого стоит храм, замыкает галерея «Дорога памяти», где на всём её протяжении портреты защитников Родины. То есть предки, обращаясь к которым мы черпаем силы, хранят это место и этот «железный храм».
Монумент «Матерям победителей». Фото: Марина Набатникова