19 октября 2003 года монахиня мать Тереза Калькуттская была причислена к лику блаженных. Беатификационный процесс оказался одним из самых коротких в истории католичества — решение было принято всего через шесть лет после смерти матери Терезы.
Девочка из Скопье
Будущая мать Тереза родилась 26 августа 1910 года в городе Скопье, ныне являющемся столицей Македонии. На тот момент город входил в одну из провинций Османской империи.
Регион этот был заселён преимущественно албанцами, исповедовавшими ислам.
Однако Агнес Гонджа Бояджиу (так звали монахиню в детстве) родилась в семье албанцев-католиков.
Семья Агнес была вполне обеспеченной — отец Никола Бояджиу был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем.
Ревностной католичкой Агнес сделала мать, урождённая Дранафиле Бернаи. Вместе со своими детьми она регулярно посещала костёл, а также помогала больным и нуждающимся.
Отец Агнес погиб, когда девочке было девять лет. Несмотря на то, что материальное положение семьи пошатнулось, Дранафиле продолжала помогать бедным.
До 12 лет Агнес не задумывалась о монашестве. Впервые такая идея пришла ей в голову во время паломничества к святыням в Черногории.
В 1928 году 17-летняя Агнес закончила школу в Скопье и приняла окончательное решение о будущем. На этот выбор, несомненно, повлияла мать, привившая дочери глубокие религиозные чувства и тягу к благотворительности.
Учительница для богатых, утешительница для бедных
Ещё в школе Агнес переписывалась с миссионерами из «братства Благословенной Девы Марии», организации, занимавшейся благотворительностью в различных точках планеты.
Более всего девушку заинтересовали самые бедные регионы, где люди находились в наиболее тяжёлом положении. Для себя Агнес выбрала Индию.
Путь к выполнению мечты был для Агнес непрост — миссию в Индии на тот момент имел только ирландский орден сестёр Лорето.
Осенью 1928 года Агнес отправилась из Скопье в Дублин. После изучения в течение двух месяцев английского языка девушка отбыла из Дублина в индийскую Калькутту на пароходе.
В январе 1929 года она прибыла в Дарджилинг — небольшой городок в предгорьях Гималаев. Здесь располагался монастырь ордена сестёр Лорето. В течение двух лет Агнес была послушницей при монастыре.
После этого её отправили помогать сёстрам ухаживать за больными в местной больнице.
Условия, с которыми столкнулась Агнес, нельзя было назвать даже нищенскими — страдания людей были поистине ужасающими. Условия жизни в современной Индии, мягко говоря, далеки от хороших, а в начале XX века этот регион и вовсе казался адом на Земле. Сёстры ордена, видимо, всерьёз опасались, что такие условия быстро сломают юную монахиню.
Поэтому её отправили преподавать историю и географию в школу Св. Анны в Калькутте. В школе учились девочки из обеспеченных семей, и условия тут не шли ни в какое сравнение с тем, что творилось в бедных кварталах.
Приняв монашество, Агнес взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье — французской монахини XIX века.
Карьера в ордене у новоявленной Терезы складывалась вполне успешно — в 1937 году она стала директором бенгальского отделения в школе Св. Анны.
Это не мешало Терезе вместе с другими монахинями отправляться в местные трущобы, чтобы облегчать страдания больных и кормить голодных.
Создание ордена
В 1946 году монахиня Тереза решает уйти из монастыря и поселиться среди индийских бедняков, чтобы разделить с ними тяготы их жизни и заняться исключительно вопросами помощи нуждающимся.
Такое рвение не встретило понимания у большинства сестёр ордена. Не были в восторге и католические епископы Индии: в скором времени страна должна была получить независимость от британской короны, и как отнесутся местные жители, среди которых католиков абсолютное меньшинство, к монахине европейского происхождения?
Согласование всех вопросов дошло до самого католического «верха» — Папы Римского. В 1948 году «добро» было получено, и Тереза покинула монастырь, сменив монашеские одежды на белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым к плечу.
Именно такая одежда станет символом самой матери Терезы и её последовательниц.
Для начала Тереза окончила ускоренные курсы медсестёр — ей было очевидно, что бороться с болезнями и антисанитарией только молитвами невозможно.
После этого она вернулась в Калькутту, поселилась в одном из самых нищих районов, снимая лачугу за пять рупий в месяц. Она лечила больных, помогала купать детей, учила ребят из бедных семей.
Первая последовательница у Терезы появилась спустя несколько месяцев. Ей оказалась девушка из богатой бенгальской семьи, учившаяся раньше в школе Св. Анны, где преподавала Тереза. Помощница взяла себе новое имя — Агнес — в честь своей наставницы.
К январю 1950 года вместе с Терезой в Калькутте работали семь её единомышленниц. 7 октября 1950 года, когда вместе с Терезой трудились 12 монахинь, Римский Папа Пий XII утвердил решение об образовании ордена сестёр милосердия, получившего название «Сёстры Миссионерки Любви». Новый католический монашеский орден стал единственным, созданным в XX веке. Деятельность организации была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
Слава о сестре Терезе и её помощницах начинает расти стремительно, что очень помогает им в их деятельности.
Мать всего мира
В 1952 году мать Тереза основывает первый дом для умирающих в Калькутте, получивший название «Нирмал Хридай». Проблема достойного ухода из жизни для Индии вообще и Калькутты в частности была чрезвычайно остра — достаточно сказать, что в это время там успешно действовали бизнесмены, собиравшие трупы на улицах и делавшие из них учебные пособия в виде скелетов для учебных заведений мира.
Дома умирающих (хосписы) со временем стали одним из главных направлений деятельности ордена матери Терезы.
Но Тереза заботилась не только о достойной смерти — в 1955 году она основала первый приют для брошенных детей под названием «Шишу Бхаван». Она создавала поселения для больных проказой, где страдающие этим недугом могли жить в нормальных условиях.
Чем больше становилось задач у ордена, тем больше требовалось средств для их решения. Однако поток пожертвований всё увеличивался — имя матери Терезы считалось надёжной гарантией того, что деньги пойдут на благие цели.
В 1962 году деятельность матери Терезы была отмечена орденом «Великолепный лотос» от правительства Индии. Годом позже при ордене образуется братство милосердия. Таким образом, к деятельности монахинь подключились и монахи, которых возглавил австралийский иезуит отец Андрей.
В 1965 году произошло историческое событие — центр ордена милосердия был открыт вне Индии, в Венесуэле. После этого деятельность матери Терезы и её соратниц принимает общепланетарное значение.
На сегодняшний день монашеская конгрегация, созданная матерью Терезой, имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Миссионеры прежде всего работают в неблагополучных точках планеты.
Мать Тереза была отмечена множеством наград, но высшим светским признанием можно считать присуждённую ей в 1979 году Нобелевскую премию мира «за деятельность в помощь страждущему человеку».
Напряжённая миссионерская деятельность, жизнь в трущобах со временем начали сказываться на здоровье матери Терезы. Первая серьёзная болезнь настигла её в 1983 году во время визита в Ватикан — у матери Терезы случился сердечный приступ. Она сумела оправиться, но он повторился спустя шесть лет, и на сей раз пришлось вживлять кардиостимулятор.
Матери Терезе было почти 80 лет, и она постепенно стала отходить от дел. Но в период между двумя сердечными приступами, в 1985 году, мать Терезу пригласили выступить на Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия организации. С трибуны ООН она обратилась к лидерам стран мира: «Вы и я должны сделать шаг навстречу друг другу и разделить радость любви. Но мы не можем давать то, чего не имеем сами. Вот почему нам нужно молиться. И молитва даст нам чистое сердце…»
Грехи монахини Терезы
Последние годы её жизни прошли в долгих периодах лечения, прерывавшихся небольшими периодами активной деятельности. Окончательно полномочия главы ордена она сложила весной 1997 года, за полгода до своей смерти. Матери Терезы Калькуттской не стало 5 сентября 1997 года в городе, с которого и началась деятельность её ордена.
Нужно заметить, что критические голоса относительного того, что делает мать Тереза, раздавались при жизни монахини и раздаются по сей день.
Немецкий журнал «Штерн» подсчитал, что в 1991 году непосредственно на благотворительность орден матери Терезы потратил только 7 процентов поступивших пожертвований.
Отмечают и то, что мать Тереза никогда не помогала жертвам стихийных бедствий в Индии деньгами, призывая исключительно к молитве. Сторонники либеральных взглядов отмечают, что монахиня была жёсткой противницей разводов, абортов и контрацепции.
Специалисты от медицины выражались ещё жёстче — редактор известного медицинского журнала Lancet Роберт Фокс отмечал, что заведения матери Терезы имеют множество волонтёров, но практически не привлекают врачей и занимаются скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.
Отмечается также, что монахини ордена в своих домах милосердия не делают разницы между тяжелобольными, которых можно вылечить, и умирающими. В результате гибнет немало тех, кого можно было спасти. Условия в домах милосердия далеки от идеальных, больным порой не хватает питания и медпрепаратов.
При этом критики не упустили из виду и такой факт — мать Тереза, считавшая, что страдание есть неизбежная участь больного, в последние годы жизни лечилась не в своих заведениях, а в лучших клиниках США и Европы.
В 2013 году канадский франкоязычный журнал Religieuses опубликовал исследование, в котором на основании свидетельств врачей доказывается, что тяжёлые условия в «домах милосердия» матери Терезы объясняются не нехваткой средств, а тем, что монахиня «считала наблюдения за страданиями людей чем-то прекрасным».
От Скопье до Калькутты
Большинство, впрочем, не разделяет такую точку зрения. Именно поэтому беатификация (причисление к лику блаженных) матери Терезы прошла рекордно быстрыми темпами и завершилась 19 октября 2003 года.
Мать Терезу почитают не только в Индии, но и в других странах мира. В преимущественно мусульманской Албании день причисления монахини к лику блаженных был объявлен официальным выходным днём. Её имя носит крупнейший аэропорт Албании.
Памятники матери Терезе установлены во многих странах мира, в том числе и в её родном Скопье, а также в Москве, на территории католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
В самой Индии в 2010 году была выпущена в обращение монета достоинством в 5 рупий, посвящённая монахине. Именно столько — 5 рупий — платила Тереза, начиная свой путь помощи бедным в лачуге посреди индийских трущоб.