Ведет к унии. Эксперт: не надо верить словам Папы о православной церкви

Папа римский Франциск. © / Gabriel Andrés Trujillo Escobedo / Flickr.com

Папа Римский Франциск в своей воскресной проповеди 25 августа в связи с запретом Украинской православной церкви (УПЦ) на Украине заявил, что «ни одна христианская церковь не должна быть запрещена». Значит ли это, что он осознал, что вслед за запретом Православной церкви могут последовать проблемы и у Католической?

Об этом aif.ru рассказал специалист по истории Русской церкви, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Владислав Петрушко:    
   

— Нет, не думаю. Как мы видим, Папа не осудил то, что происходит на Украине с УПЦ, и что является вопиющим беззаконием и очевидным попранием права украинцев на свободу вероисповедания. Франциск лишь выражает некое сожаление и буквально просит не запрещать ни одну из церквей. При этом он даже не обращается к властям Украины, а произносит свою просьбу в некой абстрактной форме. Не называет он и УПЦ. Так что весь папский отклик на драматические события в религиозной жизни Украины выглядит очень неубедительно.

Согласно расшифровке речи понтифика, которую опубликовал официальный сайт Ватикана, он сказал: примерно следующее: «Тот, кто хочет молиться в своей церкви, должен в ней молиться. Пожалуйста, не надо напрямую или косвенно упразднять никакую христианскую церковь».

Так что реакция Папы на произвол режима Владимира Зеленского выглядит чем-то наподобие пожелания «Будь здоров!» после чихания. И не более того.

Такая реакция Папы Франциска, как представляется, вполне закономерна. Ватикан на протяжении веков ведет на Украине свою очень сложную игру, цель которой — водворить католицизм на этих землях. Наличие на Украине влиятельной Украинской греко-католической церкви, которая в течение всего постсоветского периода неуклонно распространяется все далее на восток, говорит о том, что задача униатского прозелитизма по-прежнему увлекает Ватикан. Как бы Папа на словах не осуждал унию, Католическая церковь продвигается на Восток, и его это, разумеется, вполне устраивает.

Понятно, что если после упразднения Украинской православной церкви образуется своего рода религиозный вакуум, то у Ватикана появляется шанс заполнить его с помощью униатства.

   
   

При этом Ватикан даже готов пожертвовать положением Католической церкви латинского обряда на Украине. Римо-католики на Украине сегодня фактически тоже являются дискриминируемым религиозным меньшинством, поскольку в основном католичество латинского обряда ассоциируется на Украине с поляками. К полякам-католикам на Западной Украине относятся ненамного лучше, чем к «москалям». Показательно, что большинство польских костелов сегодня превращены там в украинские униатские церкви, а во Львове по-прежнему, как и в советские годы, действуют лишь два латинских костела. Очевидно, что Ватикан готов жертвовать даже интересами католиков латинского обряда ради продвижения на Украине католицизма в виде восточного обряда, в виде унии.

Поэтому, по моему мнению, слова Папы Франциска с выраженным им легким сожалением по поводу произвола украинских властей в отношении Православной церкви немногого стоят и немногое значит. Ватикан вполне, наверное, мог бы как-то возвысить свой голос в защиту УПЦ, повлиять на режим Зеленского, причем еще задолго до того, как был официально принят пресловутый закон. Но Папа Франциск этого так и не сделал. Мы так и не услышали из его уст решительного протеста против запрета УПЦ.

Ватикан постоянно призывает к миру на Украине, не предлагая при этом ничего конкретного, но там, где он реально что-то мог сделать, на что-то повлиять — не предпринимает ничего. Никаких действенных мер, направленных на защиту Украинской православной церкви, Католическая церковь не предложила.

Судя по всему, Ватикан вполне устраивает происходящее. Униатов на Украине сегодня никто не то что не притесняет, они уверенно пользуются поддержкой государства. Построили в Киеве «Патриарший» собор, как они его называют, претендуют на статус патриархата. Свои экзархаты создали по всей восточной и южной Украине, где унии отродясь не было. И в целом греко-католики сегодня процветают и надеются, похоже, поглотить со временем созданную Константинопольским патриархом раскольническую так называемую «Православную церковь Украины» (ПЦУ). Не зря и ПЦУ, и униаты недавно вместе перешли на новый стиль, на исправленный юлианский календарь. Это все тоже неспроста. Я думаю, что планы восстановления общения между Римом и Константинополем будут подразумевать и создание на Украине некой единой церковной структуры, которая фактически станет униатской. И, собственно, ради этого, видимо, сегодня и уничтожают Украинскую православную церковь.