В Храме Христа Спасителя с 4 по 18 июня 2023 года для всеобщего поклонения выставлена икона Андрея Рублева «Троица». Согласно предположениям историков древнерусского искусства, Рублев написал ее для Троицкого собора, когда был монахом Троице-Сергиева монастыря. С момента создания «Троица» стала любимейшей иконой древнерусских живописцев и служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.
Сюжет иконы взят из Библии. Иконописец изобразил трех ангелов, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. По замыслу Рублева, они явились не для того, чтобы возвестить Аврааму о рождении сына, а для того, чтобы дать людям пример согласия и самопожертвования. У каждого, кто смотрит на икону взгляд не останавливается на одном из ангелов, так как они символизируют единство. Как пишет Наталья Демина в своей книге «Андрей Рублев и художники его круга», в «Троице» сокрыт «величайший творческий потенциал, вызывающий у людей, смотрящих на нее, ответный творческий процесс». По словам Деминой, композиционным центром иконы является чаша с головою тельца, которая означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей сидят три ангела, которые являются символом света, вечности и любви. Они обозначают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. По мнению Леонида Успенского, ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в бога Отца, Сына и Духа святого.
Символичны в иконе не только отдельные предметы, но и расположение фигур. В книге «Смысл икон» Успенский пишет, что «Троицу» отличает от других икон форма ее композиции — круг. Одинаковые лики и фигуры ангелов, по его мнению, подчеркивают единство природы трех божественных ипостасей. Правый ангел на иконе написан на фоне горы, символизирующей духовное восхождение и просветление. Средний ангел, за его спиной которого изображено древо, одет в вишневый хитон и синий плащ. Одеяние подчеркивает ведущую роль фигуры в общей композиции. В таком хитоне традиционно иконописцы изображали Христа. За левым ангелом изображены палаты Авраама. По мнению искусствоведа Михаила Алпатова, иконописец дал каждому из ангелов свою характеристику. «Ангел слева сидит напряженно, лик его строгий, почти суровый, черты лица резко очерчены, брови нахмурены — видимо, это изображение повелевающего бога Отца (не столько изображение, сколько его подобие). Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность воле Отца (жест этот имел тот же смысл среди «ангельского чина», монашества), и только в его чуть дрогнувших устах угадывается скорбь. Чаша, которая стоит перед ним, напоминает о жертве, в которую он приносит себя. Третий ангел, самый стройный, одухотворенный, женственный, служит свидетелем диалога двух остальных, склоненная голова означает его согласие с общим решением. Это третье лицо Троицы, святой Дух», — утверждает Алпатов в книге «Андрей Рублев».
Икона Рублева поражает богатством своего содержания. Как утверждает Алпатов, к ней нельзя подходить, как зритель нового времени подходит к исторической картине — с желанием узнать, кого изображает каждая фигура, а нужно понять, в чем иносказательный смысл изображенных образов.
Что зашифровано в знаменитой иконе по мнению исследователей, смотрите в инфографике АиФ.ru .