Таинство или развлечение? Почему священники не советуют крещенские купания

Традицию верующих опускаться в прорубь правильнее считать традицией русского православного христианства, при которой наши предки, подражая Христу, опускались в воду водоёмов, освящённых священнослужителями. © / Мария Федорова / АиФ

Обязательно ли окунаться в прорубь, вся ли вода благодатна – об этом «АиФ» рассказал священник псковского Троицкого кафедрального собора протоиерей Алексей Воронюк.    
   

Ирина Каплан, «АиФ»: Многие считают, что омовение придаёт лёгкость и дарит очищение от грехов. Так ли это?

Алексей Воронюк: Физически человек дейст­вительно ощущает что-то новое. Да, есть мнение, что при этом очищаются от грехов, однако я не встречал ни одного богословского обоснования этому мнению. Для очищения от грехов существует одно из семи таинств Церкви – покаяние. Традицию верующих опускаться в прорубь правильнее считать традицией русского православного христианства, при которой наши предки, подражая Христу, опускались в воду водоёмов, освящённых священнослужителями. Сегодня для крещенских купаний, к огромному сожалению, совсем другие причины: очиститься от грехов, не прибегая к таинст­ву покаяния, или пытаться соответствовать современным модным веяниям – сфотографироваться в проруби, выложив потом фото на страницу в социальных сетях. Всё это далеко от исторической сути крещенских купаний на Руси.

Некоторые полагают, что до или после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного. Это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Я уж не говорю о большом риске нанести своему организму, разгорячённому спиртным, непоправимый вред такими резкими перепадами температуры.

– Традиция крещенских купаний, причём преимущественно ночью, стала массовой – именно массовой – уже в постсоветское время. Это такое народное православие. Как вы считаете, это просто такая народная забава?

– Для многих действительно это стало развлечением. Эти купания наделили мистическим свойством. Знаете, как сейчас на Западе получилось с Рождеством Христовым? Вывески, яркие огни, ярмарки, предпраздничная суета, забавы, но ничто в доме и вокруг не напоминает о главном смысле праздника – рождении Иисуса Христа. Святитель Николай стал добрым толстеньким старичком Сантой в красном костюме, который ездит на оленях, развозя подарки детям. Никому и не понятно, почему именно святой Николай и почему детям… Так сегодня есть тревожные тенденции искажения главного смысла праздника Крещения Господня, следуя которым в будущем мы рискуем потерять для своих потомков глубочайший по традиционному наполнению и важный по содержанию праздник Крещения. Я вижу, как людям трудно молиться перед началом купаний, когда служим молебен на великом освящении воды, и как они томятся в ожидании «поскорее бы уже». Чувствуешь спиной, что священник уже не часть празд­ника, а ненужная составляющая. Я не считаю современную традицию купания проявлением глубоких христианских чувств, а лишь проявлением смелости и отваги. Но лишняя бравада всегда чужда христианскому пониманию бытия человека.

– А вы сами не купаетесь в проруби в этот день?

   
   

– Нет. У меня есть проблемы с вегетососудистой системой. Я купался лишь однажды, будучи духовником отряда специального назначения в Кузбассе. Мои подопечные попросили освятить прорубь для них и ожидали, что я сам буду купаться. Естественно, проявление слабости духовником отряда было недопустимо. Но, когда я искупался, у меня начались спазмы, сосуды в шейном позвонке сузились и начала сильно болеть голова. Пришлось ставить укол, все отнеслись с пониманием. Но с моей стороны это был необдуманный поступок, и я больше не окунаюсь. То же самое касается людей с сердечными заболеваниями. У кого есть противопоказания к резкому пере­охлаждению, ледяная вода может только навредить. Мы стараемся, чтобы человек с благоговением относился к традициям. К сожалению, часть из них была утрачена и несправедливо забыта, как это произошло с колядованием.

– Но в деревнях до сих пор ходят дети, поют, собирают конфеты, да и в городские квартиры ряженые заявляются…

– Сейчас это сложно назвать тем колядованием, что совершалось на Руси. Нынче это стало развлечением с оттенком языческих обрядов. К концу XIX – началу XX в. традиция стала терять сам смысл веры. Есть такая известная колядка: «Пришла коляда накануне Рождества, открывайте кошельки, доставайте пятаки», но она не имеет ничего общего с прославлением появления на свет Христа, в чём изначально и состоял смысл колядования. 

– В крещенские праздники принято запасаться святой водой, так как люди верят, что она обладает чудодейственными свойст­вами. Так ли это?

– Да, ведь вода имеет те свойства, которые описаны в молебне, – «губительной для нечистых духов…, целительной душ и телес…, во освящение домов…, приводящей в Жизнь Вечную…». Священник, произнося молитвы, придаёт тот благодатный смысл, который он вкладывает в эти слова, и вода напитывается этими свойствами. Не секрет, что, если освящённая вода с благоговением хранится дома, она не теряет вкусовых качеств. Вода должна стоять в тёмном месте. Иногда приходишь на освящение дома или на причащение человека, открываешь баночку, а оттуда запах тухлой воды. Всё потому, что её хранили на солнце, чего делать нельзя.

– Некоторые верующие полагают, что в крещенскую ночь вся вода становится святой автоматически, в том числе и та, которая течёт из крана. Верно ли это?

– Это заблуждение. Да, проходит великое освящение речной воды, которая поступает в водозаборы, но поскольку она сырая, то может навредить здоровью. Вспомните, каким был риск эпидемий в Средние века. В храмах освящают воду, обязательно прошедшую фильтрацию и очищение, то есть ту, которая является пригодной для питья.

Окропите крещенской водой квартиры, частные дома, свои угодья, хлева, бани, чтобы сообщить благодать Святого Духа тому, что нас окружает. И, конечно, хочу пожелать, чтобы мы смогли открыть дверь своей души для того, чтобы в неё вошла благодать и коснулась нашего сердца. Пусть каждый по мере своих сил старается провести этот день с пользой.