«Раньше была культура, теперь - цивилизация», - утверждал Шпенглер. У нас историческое движение выразилось в том, что до Петровских реформ мы были Святой Русью, а после них стали Великой Россией. Так что же, в XVIII веке Святая Русь кончилась? Это было бы правдой, если бы не одна деталь, путающая все карты. Если бы не преподобный Серафим Саровский.
Сила в немощи
Он родился в Курске в семье богатого купца Мошнина. В возрасте семи лет поднялся с матерью на высокую колокольню строящегося храма и по неосторожности упал вниз. Мать сбежала по лестнице, ожидая найти изуродованный трупик, но увидела мальчика, как ни в чём не бывало стоящего на ногах. Через два года он сильно заболел и был уже при смерти. Ему явилась Богородица и сказала: скоро я тебя исцелю. Два дня спустя по городу в крестном ходе несли Курскую Коренную икону Божией Матери.
Преподобный Серафим сделал очень важное предсказание, состоящее из двух частей. В первой части он предрёк, что его мощи будут лежать не в Сарове, а в Дивееве, что тогда выглядело совершенно невозможным: разве саровские монахи отдадут кому-нибудь такое сокровище? Но это пророчество уже исполнилось. В «пятилетку безбожия» большевики изъяли мощи и увезли их в Музей атеизма в Ленинград; когда же их в 1991 году обрели вторично, помещать мощи в закрытом городе Арзамасе-16, возникшем на месте Сарова, было сочтено нецелесообразным, и их отдали Дивеевскому монастырю. Так, может, сбудется и вторая часть предсказания? А состоит она в том, что Россия «на малое время» снова станет Великой Державой, а сам преподобный - страшно даже произнести это! - будет воскрешён Богом.
Зачем явился?
Если мы полагаем, что в исторических событиях есть смысл, то возникает вопрос: в чём был смысл появления на нашей земле в период, когда она уже перестала быть Святой Русью, такого дивного старца? Думается, ответ заключён в самом вопросе. В самом деле, мы удивляемся, почему земля, утратившая свою святость, взрастила такого великого святого, как преподобный Серафим. Но ведь раз она его взрастила, значит, святость в ней оставалась! Святая Русь вовсе не была упразднена Великой Россией, а продолжала существовать внутри неё в уснувшем состоянии, изредка напоминая о себе такими благими вестниками, как Серафим Саровский, оптины старцы, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий. Христова Истина не покинула Россию, а лишь затаилась, дав место атеистической лжи, чтобы русский народ сам убедился в её ложности. И теперь по молитвам преподобного Серафима наш народ возвращается к истине.