Страсти по Исаакию. Петербуржцы опасаются за судьбу музея-собора

Фото: Елена Воложанина / АиФ

«Что будет с музеем?», «Петербург — столица культуры, а не культа», «Исаакиевский собор — это музей» — с такими плакатами жители Петербурга стоят у собора. Одиночные пикеты у Исаакиевского — каждый вторник с семи часов вечера. Активисты выстраиваются по периметру, с дистанцией в 50 метров. Прохожие и туристы реагируют с неподдельным интересом, подходят, задают вопросы. 

   
   

О том, что один из самых востребованных и посещаемых музеев Петербурга отдают в пользование РПЦ, стало известно 10 января. После этого были митинги, суды, отказ в проведении референдума, смена директора музея-собора. Сейчас Исаакиевский всё ещё остаётся в статусе музея. «Это только пока», — говорят активисты.

«Проблем с полицейскими не было»

«О том, что Исаакиевский хотят передать церкви, я узнал в начале года. В институте собирали подписи в защиту музея», — говорит петербуржец Егор Рябченко, студент второго курса, волонтёр кампании по защите Исаакия от передачи в ведомство РПЦ. Каждый вторник он берёт плакат, паспорт и идёт на пикет. 

Фото: АиФ/ Елена Воложанина

«Это особенное чувство, что находишься не в каком-то другом городе, а именно в культурной столице. Исаакий — визитная карточка нашего города, — говорит Егор. — Для меня, как для гражданина Петербурга, это важная достопримечательность. И меня лично задевает, когда такое происходит в моём городе. Когда Исаакиевский передают в ведомство РПЦ с какими-то странными процедурами, сокращая музейных работников. Это наносит урон моему городу и стране. Там и так параллельно проходят службы. Я за то, чтобы сохранить статус музея».

По словам Егора, проблем с полицейскими не было. Стражи порядка действуют в рамках закона — спрашивают документы, фотографируют надпись на плакате в подтверждение, что нет призывов к экстремизму. Пока обходилось без задержаний.

«Если честно, выходить на пикет в первый раз было страшновато. Мало ли, заберут в полицию, а потом отчислят из университета? — продолжает Егор. — Но вместе со страхом было чувство, что это нужно сделать. Что это очень правильный шаг, к тому же, законный. Когда я взял в руки плакат и увидел, что окружающие люди небезразличны, подходят, интересуются, одобряют — я почувствовал поддержку».

За чей счёт?

Заявление губернатора Георгия Полтавченко, что передача собора — «вопрос решённый», —  шокировало городскую общественность. Ранее петербургские власти сопротивлялись попыткам церкви получить Исаакиевский. Первый раз отказали в 2015 году, затем в 2016-м. 

   
   

В Исаакиевском соборе постоянно проходят службы. Продажа билетов и экскурсии полностью окупают дорогостоящую реставрацию и приносят доход в казну. Представители РПЦ, в свою очередь, сообщили о своих планах сделать вход бесплатным, но содержать собор предложили за счёт городского бюджета. Потом эту информацию опровергали, но окончательно схему финансирования так и не озвучили.

«Это всё произошло тайно, без дискуссии в обществе, — говорит Полина Костылева, соавтор петиции за сохранение музея «Исаакий — городу». — Поставили очень сжатые сроки. Нужно было срочно что-то делать. Мы практически сразу запустили петицию в интернете».

Гости и жители Петербурга привыкли к музею в Исаакиевском соборе. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

За один день петиция против передачи собора РПЦ набрала около трёх тысяч голосов. Сейчас подписей — 36,5 тыс. и их число продолжает расти. 

«Тут два вопроса. Первый: финансовые потоки явно перераспределятся в пользу РПЦ. И второй — у нас вообще светское государство или оно становится клерикальным? — отмечает соавтор петиции. — В Исаакиевском соборе большой штат, он выполняет серьёзную просветительскую функцию в светском режиме. Мы решили, что культура не должна погибнуть! Потом узнали, что и на Спас на Крови была заявка. Поняли, что он будет следующим. Не отстоим Исаакий — потеряем Спас». 

По мнению Полины Костылевой, передача Исаакиевского собора затронет каждого жителя Петербурга. Как минимум с финансовой точки зрения. «Исаакий — это огромное число туристов. Он приносит большие деньги. Церковь наверняка не сможет всё это содержать, будет запрашивать дополнительные средства из бюджета. Когда у нас была история с «Зенит-ареной», и денег на строительство не хватало, их сняли с других статей расходов. И тут будет похожая история».

Новый директор

Предыдущий директор ГМП «Исаакиевский собор» — Николай Буров — был известен своей чёткой позицией: сотрудничать с представителями церкви исключительно в рамках предыдущих договорённостей. Народный артист России возглавлял учреждение с 2008 года. Первого июня он ушёл в отставку. «Меня в моей жизни никогда не увольняли, и я не хочу на старости лет быть уволенным, поэтому лучше уволюсь по собственному желанию», — заявил Буров. Он отметил, что это обдуманный шаг и выразил надежду, что коллектив музея удастся сохранить. Через две недели на пост заступил новый директор — Юрий Мудров

На вопрос о будущем Исаакия и будет ли он всё-таки передан РПЦ, в нынешней администрации сообщили одно: «Музей работает в штатном режиме». Слухи, что экспонаты передают в другие структуры, опровергли. «Имущество музея остаётся в музее. Хор под руководством Владимира Беглецова и сегодня входит в состав ГМП «Исаакиевский собор», все его участники активно работают», — сказано в официальном ответе на запрос редакции. По поводу увольнения музейных сотрудников отметили: по решению администрации освобождён всего один человек, работа которого не устраивала. Далее администрация музея дословно приводит цитату из интервью петербургскому корреспонденту АиФ от 23 августа

Исаакиевский собор – популярная достопримечательность Санкт-Петербурга. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

«Также в штатном расписании было много странных, дублирующих должностей. В музее, например, нет театра, сцены и концертных площадок, однако числились два машиниста сцены, несколько концертных администраторов, режиссёр театра. Более того, создали целое концертное бюро, где через посредников организовывались выступления.

Со всеми этими, мягко говоря, не очень занятыми товарищами, мы провели переговоры, предложили иные условия. В итоге более десяти человек ушли «по соглашению сторон», получив достойную, предусмотренную законом компенсацию. Поэтому о «зачистке» говорить смешно. Ни один из экскурсоводов, хранителей, реставраторов не потерял место. Трудовая инспекция подтвердила правоту наших действий».

Затишье

Раньше Музей истории религий располагался в Казанском соборе. Юрий Мудров работал там как раз в тот период, когда музей был вынужден сменить прописку — Казанский передали церкви. По мнению активистов, назначение человека с таким бэкграундом на пост директора Исаакиевского весьма неоднозначно. 

«Опасаемся, что он не зря сюда поставлен, — считает Полина Костылева. — Сейчас он говорит, что музей продолжает функционировать, одновременно цитирует президента «музею быть, собору быть». Что это значит? Человек пытается усидеть на двух стульях. Поскольку у него уже есть такой опыт (передачи собора РПЦ), это опасно. То, что сейчас нет официального обращения церкви, ничего не значит. Это всё делается очень быстро».

Туристических автобусов у входа в музей Исаакия всегда много. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

Пока церковь не возобновляет дискуссию о передаче Исаакиевского собора, он продолжает функционировать как музей. Но активисты уверены: РПЦ не отступит от планов получить имущество, которое считает своим. Так, в 2016 году она забрала в своё ведение Смольный собор, в феврале этого года — Сампсониевский. 

«Я как-то зашла в Казанский собор, хотела послушать экскурсию. Но людей не набралось. Мне заявили — тут же храм, чего вы хотели? Церковь лукавит, когда говорит, что экскурсии в Исаакиевском останутся прежними, когда их будут проводить служители церкви», — сетует Полина Костылева.

«Сейчас бурное обсуждение этой темы стихло, всё зависло в неопределённости. Наша задача — не дать людям забыть, что эта проблема сохранилась», — говорит участник одиночных пикетов Егор Рябченко.