«Русская земля — святая, — сказал Патриарх Кирилл, ступив на землю Феропонтова монастыря во время своего визита в Вологодскую митрополию. У русских такая система ценностей, которая основана на поклонении святости. Ни один народ не претерпел таких мук и страданий, столько потерь, как наш народ. Но желание соответствовать святости позволило нам выстоять, стараться каждому быть лучше, сильнее, безгрешнее».
Этот монастырь находится под защитой ЮНЕСКО, так как здесь сохранились фрески, сделанные знаменитым иконописцем Дионисием, «наследником» Андрея Рублева. Как рассказала директор музея фресок Дионисия Ирина Паршукова, это — одна из последних работ художника, которому даже заказывали роспись Успенского собора в Московском Кремле. Фресками расписано все внутреннее убранство храма и внешняя часть с главными воротами. Работы Дионисий с сыновьями сумели завершить всего за 34 дня. Работа была сделана бесплатно. Единственное условие: храм, пока в нем идут богослужения, на каждом из них будет поминать автора фресок. И это условие неукоснительно исполняется с XII века. Несмотря на суровый северный климат, фрески хорошо сохранились и не требуют реставрации. Единственное: были проведены работы по очистке их от грязи и бактерий. Теперь внутри храма созданы условия, которые позволят этому сокровищу прожить ещё многие века.
Войдя в храм, расписанный Дионисием, патриарх вспомнил давнюю историю из своей жизни. В 1969 году он специально приезжал в эту далекую обитель, чтобы увидеть фрески. Это было зимой, и сотрудница музея категорически отказалась впустить молодого тогда священника в храм, ссылаясь на то, что мороз при открытии двери может повредить живопись. Так получилось, что в этом году святейший сумел воплотить задуманное почти 50 лет назад.
Сегодня в этом храме не ведутся богослужения. Но в монастыре имеются ещё два небольших храма, выстроенных позднее. Здесь служение несёт настоятель Ферапонтова монастыря иеромонах Иоасаф (Вишняков). Как рассказал сам настоятель, сегодня в монастыре всего один монах — он сам. Большее число послушников просто негде размещать — ведь территория обители, музей, принадлежат государству, а не Русской православной церкви.Сейчас идёт обсуждение дальнейших путей, которые позволят верующим совершать службы во всех храмах монастыря и сделают наконец обитель такой, какой она была все предыдущие столетия.
Пройдясь по коридорам обители, патриарх Кирилл подытожил: «Надо всеми силами стремиться к возрождению обители в её историческом виде. И я думаю, что это несомненно произойдет. Другого пути просто нет. Но надо это делать без усугубления каких-то конфликтов. Надеемся, что совместными усилиями вопросы взаимодействия культурных учреждений и церкви будут решаться в контексте полноценного возрождения монастырской жизни. По крайней мере, я в это верю, буду об этом молиться».