Крестный поход националистов. Эксперт — о межцерковном конфликте на Украине

Священнослужители во время крестного хода в Киеве, организованного Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП) по случаю дня Крещения Руси. © / РИА Новости

27 июля в центре Киева верующие собрались на Крестный ход, приуроченный к 1030-летию Крещения Руси. Представители Украинской православной церкви Московского патриархата(УПЦ МП) ожидали, что в торжественных мероприятиях и молитвах примут участие не менее 100 тысяч человек. Между тем возникли серьезные опасения, что украинские власти и националисты постараются сорвать мероприятие. По словам архиепископа Климента, украинские власти на местах препятствовали перевозке верующих из регионов в Киев. 

   
   

Президент Украины Петр Порошенко участия в торжествах УПЦ МП также не примет. Зато 28 июля он будет присутствовать на крестном ходе раскольников: не признанной мировым православием Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). 

Киевские власти выступают за предоставление этой структуре статуса автокефалии, что сделает ее независимой от Русской православной церкви. В конце апреля Верховная рада Украины поддержала соответствующее обращение президента Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею

Представители раскольников провели несколько встреч с Варфоломеем, однако пока Константинопольский патриарх отказался поддерживать раскол и создание на Украине автокефальной церкви. 

О том, почему на Украине сложилась такая ситуация с церковью и к чему она может привести, АиФ.ru поговорил с политологом и религиоведом Борисом Якеменко.

Глеб Иванов, АиФ.ru: Борис Григорьевич, почему история с крестным ходом сейчас вызвала такой ажиотаж?

Борис Якеменко: Потому что это важный политический и общественный вопрос. Для украинских националистов это способ узурпировать историю с Крещением Руси. Они хотят показать, что это именно Украина крестилась тогда, а не Киев как центр Киевской Руси. А затем уже Украина крестила остальную Русь. С точки зрения националистов, это показывает превосходство Украины над Россией.

   
   

Для верующих на Украине, которые продолжают поддерживать РПЦ, крестный ход — это способ показать своим сторонникам, что они не одни. Что людей, которые не разделяют взгляды украинских властей на историю, на Украине много. Другое дело, что в обычное время это вовсе не является целью крестного хода. Но мы сейчас находимся в такой ситуации, что те задачи, которые раньше казались неважными, выходят на первый план.

— Насколько много людей на Украине поддерживают церковь раскольников?

— Очевидно, что отделение от РПЦ на Украине сейчас готово поддержать довольно большое количество людей. Политика давно уже превозмогла все остальные соображения, в том числе религиозного и морального свойства. Не будем забывать, что на Украине уже больше 20 лет существует несколько церквей, которые бесконечно воюют друг с другом. И большинство людей не очень понимают разницу между ними. Поэтому сейчас, как только они слышат, что кто-то хочет отделиться от России (или РПЦ, которая с Россией тесно связана), очень многие радостно побегут туда просто по этой причине. В этом смысле антирусская пропаганда сделала свое дело. Сейчас всё, что против России,немедленно находит там своих сторонников. 

Поэтому идея раскола найдет своих почитателей. Другое дело, что это будет уже не церковь, а квазиполитическая структура, которая будет обслуживать определенные политические интересы. Но, к сожалению, это уже никого не волнует.

— Пока Константинопольский патриархат не поддерживает идею раскола. Но насколько такой сценарий возможен в среднесрочной перспективе?

— На мой взгляд, это вполне вероятно. Даже если церковные власти раскол не поддержат, образуется самостийная группа, которая заявит о выходе. Это уже происходит. Без сомнения, процесс распада будет продолжаться, потому что предпосылок к его прекращению не наблюдается.

— У РПЦ нет ресурсов, чтобы удержать верующих?

— Нет, конечно. Административного давления там нет. Канонические формы воздействия тоже не действуют. Глава раскольников Филарет поклялся в России на Евангелии не устраивать раскол, вернулся на Украину и немедленно его устроил. Его анафематствовали, но ему это не мешает вести службы и возглавлять церковь, которую поддерживает нынешняя украинская власть. И РПЦ ничего с ним поделать не может. 

Что касается Константинополя, то он находится под очень сильным внешним давлением. Поэтому он тоже очень управляем. Сейчас там не готовы поддержать раскол, но в любой момент ситуация может измениться. 

— Кто именно давит на Константинопольский патриархат?

— Запад и турецкое правительство. Константинопольский патриархат — это церковь, находящаяся на захваченной территории. Они всегда очень сильно оглядывались в своей политике на Анкару. Судя по последним годам, Константинопольский патриархат давно выступает средством решения политических вопросов.

Но это беда не только их. Сейчас в принципе сложно найти такую церковь, которая бы твердо, без оглядки на политическую ситуацию, отстаивала свою позицию. Русская православная церковь в этом смысле тоже не является исключением.