«Крещеные» и «безбожники». Кто и зачем делит павших советских воинов?

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Тяжелые потери, понесенные Красной Армией в Великой Отечественной войне, стали жертвами, понесенными за безбожие. Об этом заявил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн на памятном вечере в честь годовщины начала Великой Отечественной войны.

   
   

«Были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеными, они были убиты»

Видео опубликовано на официальном канале Белгородской и Старооскольской епархии в YouTube.

«В первые месяцы войны практически более 60 процентов Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеными, они были убиты. Это была жертва несоизмеримая, это была жертва, которая была принесена за безбожие, — заявил Иоанн. — И войну выиграли крещеные люди, те, кто призваны были для того, чтобы духовно победить эту машину, хорошо отлаженную».

Издание «Коммерсант», обратилось за комментарием в Белгородскую и Старооскольскую епархию, где пояснили, что священнослужитель уже высказывался таким образом и раньше: «Мысль владыки понятна, и ранее она находила поддержку на заседаниях с участием историков, директоров музеев и руководства области».

«Выводы не совсем корректные»

Председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан в комментарии РИА Новости был не столь категоричен: «Понятно, что это не совсем так. Если бы мы оперировали четкими статистическими данными, тогда можно было бы о чем-то говорить ... Выводы не совсем корректные, потому что защищали Отечество люди разных национальностей, разных религий и конфессий, поэтому война и называется Отечественной».

Епископ Стефан призвал «спокойнее относиться» к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их «в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством».

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда прокомментировал это так: «Как у любого человека, эта точка зрения выражает его собственную позицию, его собственный взгляд. Не нужно рассматривать эти слова как какое-то официальное выражение позиции Церкви. Победа в Великой Отечественной войне — это великий подвиг нашего народа. Подвиг, который совершали — в тылу и на фронте — русские и украинцы, белорусы и грузины, армяне и азербайджанцы... И многие-многие другие народы, жившие в СССР и вместе противостоявшие нацистской машине. Среди героев-фронтовиков были верующие разных религий, а были и неверующие. И смерть не выбирала себе жертв по религиозному признаку. 

   
   

Конечно, даже по переписи 1937 года верующих в СССР было больше, чем атеистов. И 80% религиозных людей составляли православные. Но я не думаю, что Божий промысел действовал линейно, с неизбежностью безличной кармы наказывая за безбожие и отправляя на смерть в первую очередь некрещеных, оставляя, при этом, крещеных для победы. Повторяю, победа — это общий подвиг народа. И, конечно, великое чудо Божие и милость Бога, давшего силы нашим дедам выстоять в тяжелейшей и самой страшной войне в истории человечества».

«Здесь был край непуганых коммунистических оленей»: кто такой митрополит Иоанн?

58-летний митрополит Белгородский и Сиарооскольский Иоанн, в миру Сергей Леонидович Попов, возглавляет Миссионерский отдел Московского патриархата.

Выпускник исторического факультета Иркутского госуниверситета, он до 1983 года занимался преподаванием. После этого отказался от мирской жизни в пользу церкви.

Чтобы понять стилистику выступлений владыки Иоанна, достаточно привести цитату из его интервью журналу «Русский репортер» о начале служения на Белгородчине: «Когда меня сюда назначили, здесь был край непуганых коммунистических оленей, столица „красного пояса“. На человека в рясе тут смотрели как на врага народа. Особенно свирепствовал Николай Иванович Пономарёв, очень уважаемый человек, ветеран войны, артиллерист. Кто бы мог подумать, что именно с него и начнется воцерковление региона!»

Воцерковление Белгородчины — это тема отдельного разговора. Наверное, пропаганду отказа от абортов можно считать благим делом. Но когда женщинам, которые все же идут на прерывание беременности, настойчиво советуют провести консультацию со священнослужителем — это, по меньшей мере, странно. Более того, женщины, живущие в Белгородской области, пишут, что без визы священника врачи вообще отказываются делать аборты. Официально, правда, такого запрета нет, но в ряде населенных пунктов медики и правда предлагали дамам «сначала решить вопросы с батюшкой».

Издание «Коммерсант» в 2018 году писало, что женщинам в Белгородской области, собирающимся делать аборт, действительно выдают обходной лист, где рекомендуются беседы с психологом и священником, однако отказ от них никаких санкций не влечет. При этом по распоряжению митрополита Иоанна священник закреплен за каждым роддомом и каждой женской консультацией региона.

Солдаты Власова были праведнее павших комсомольцев?

Когда речь идет о делах и поступках живых, то человек, недовольный аргументами оппонента, может возразить. Нынешний пассаж митрополита Иоанна относится к тем, кого уже давно нет. Делить павших в войне на крещеных и некрещеных, мусульман и христиан, атеистов и буддистов — это путь в никуда.

Думается, у солдат, торжествовавших в Берлине в 1945 году, не было подобных мыслей. Более того, они сами по себе являются кощунством и оскорблением памяти павших.

Но, как известно, у нас в стране наказывается по закону лишь оскорбление чувств верующих. Оскорбление чувств близких молодых солдат-комсомольцев, павших в боях с нацистскими ордами в страшном 1941 году — это как бы даже и не оскорбление. Просто частное мнение высокопоставленного служителя церкви.

И вот еще что интересно. Если бы что-то подобное позволил себе представитель светских властей, некий региональный чиновник, то в свете тенденций последнего времени ему бы почти наверняка пришлось бы оставить свой пост. В случае же, когда речь заходит о священнослужителях, это не работает.

Кстати, как в концепцию, предложенную митрополитом Иоанном, укладывается Русская Освободительная армия (РОА) генерала Власова? Там, в отличие от Красной Армии, существовал даже институт полковых священников, а сама структура противопостовляла себя «советским безбожникам». Как прикажете трактовать судьбу РОА и е ее руководителей, повешенных по приговору трибунала? Некоторые деятели Русской православной церкви за рубежом предлагают рассматривать генерала Власова как «мученика за веру». Если двигаться в предложенном направлении, то можно и до этого дойти.

Митрополит Иоанн освящал подводную лодку «Курск»

В биографии митрополита Иоанна есть один примечательный факт. В марте 1995 года, он, в ту пору ректор Курской духовной семинарии, освятил атомную подводную лодку «Курск». Владыка подарил экипажу список Курской иконы Божией Матери, а каждому подводнику — маленькие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и заступника моряков.

В августе 2000 года АПЛ «Курск» погибла.

Делать какие-то выводы из этого, в отличие от митрополита Иоанна, мы не будем.