Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, Церковь активно занимается делами благотворительности: воспитывает сирот, спасает от абортов одиноких женщин, ухаживает за тяжёлыми больными... Но не обязанность ли государства помогать всем этим людям?
Александр Волков: Все социальные обязательства государства, несомненно, должны исполняться. Но у нас такая большая страна и в ней так много людей, которым нужна помощь, что, каким бы ни было мощным с социальной точки зрения государство (а оно сейчас отвечает всем необходимым критериям), остаётся очень много людей, лишённых внимания, заботы, обездоленных и требующих помощи. И слава Богу, что есть люди, которые готовы эту помощь оказывать. Церковь тут выступает в качестве некоего менеджера, который направляет потоки благотворителей и волонтёров в ту или иную сферу. Государство глобально и масштабно, порой ему бывают не очевидны какие-то небольшие проблемы. И здесь Церковь приходит на помощь. Вот, к примеру, патриарх Кирилл открыл в московской больнице святителя Алексия паллиативное отделение, в котором принимают не только москвичей и не только людей с онкологическими диагнозами. Отделений с этими двумя условиями до сих пор не было. Церковь это слабое место заметила. И такого рода примеров очень много. Скажем, замерзают бездомные на вокзалах. Государство готово применить к ним карательные меры - и в этом его функция, но должен же быть кто-то, кто их пожалеет. Вот Церковь этим и занимается, а тем самым подаёт пример людям. В социальных инициативах установился очень правильный баланс между государством, обществом и Церковью.
Помощь записана на подкорке
- Не только верующие становятся благотворителями...
- Безусловно, и это отрадно! Сейчас много групп в социальных сетях, привлекающих к работе в хосписах, детских домах, больницах, домах престарелых. И слава Богу, что люди проявляют человеческий интерес. Но если копнуть, то мы увидим, что каждая из этих инициатив так или иначе связана с церковным присутствием. Это говорит о том, что Церковь в России занимается правильным, нужным и свойственным ей делом, призывая людей через дела добра к спасению и к очищению своих душ и сердец. Один из главных показателей состояния общества - это его отношение к тем, кому плохо. И когда мы видим, с какой готовностью люди откликаются, можем с уверенностью говорить: у страны есть всё для правильного духовного развития.
- Несмотря на экономический кризис?
- Да, людям живётся всё труднее и труднее, но тем не менее очень многие готовы жертвовать своим временем, усилиями, здоровьем и даже деньгами, чтобы помочь другим. Люди замыкаются в себе потому только, что их никто не встряхивает, не говорит: «Слушай, дружище, тебе плохо, а другим ещё хуже. Пойдём поможем». Русский человек так устроен: у него в душе, в сердце, на подкорке записана готовность помочь ближнему. Стоит немножко расчистить эту подкорку, чтобы вся глубина русской души засияла удивительным божественным светом.
Куда идти молиться
- Исаакиевский собор передаётся РПЦ. Многие против...
- Передачей Исаакия мы констатируем факт: это здание является в первую очередь храмом, а не музеем. Но никто не настаивает на том, чтобы туда не водили китайских туристов. Наоборот, очень важно, чтобы китайские туристы приходили в православный храм. Церковь в первую очередь заинтересована в том, чтобы иностранцы больше знали о православной вере...
- Недавно патриарх открыл православные храмы в Париже, в Лондоне... Кто будет их прихожанами? Европейцы?
- Количество православных верующих в Европе на самом деле немалое. И не только среди семей эмигрантов - людей исторически относящих себя к русской традиции, но мы знаем и много случаев того, как европейцы выбирали православие в качестве своего целеполагания. Плюс эти храмы - место, куда идут многочисленные эмигранты волны 2000-х гг. из Молдавии, Украины. Те, кто вынужденно уезжает с родины на заработки. Они чувствуют утешение в том, что у них есть куда прийти и где среди своих помолиться Богу.
- Настоятельницу монастыря убила сумасшедшая, которую она сама же и приняла в обитель. Может быть, по примеру врачей и полиции священнослужители нуждаются в дополнительной законодательной защите?
- Любой священнослужитель, да более того - любой православный христианин, когда выбирал свою веру, отчётливо и сознательно принимал решение о том, что он становится воином Христовым. Церковь жила и живёт в самых разных исторических обстоятельствах. Сейчас по большей части именно в нашей стране они благоприятны. Но в других регионах мира мы знаем, как тысячи истребляются только за то, что они носят имя христианина. Помним начало ХХ в. и те тысячи новомучеников, которые в нашей стране претерпели смерть за Христа от своих же соплеменников. Каждый должен быть готов к тому, чтобы пострадать за Христа. Это не пустые слова и не красивая формулировка. Всегда есть люди, которые агрессивно относятся к Христу и к его последователям. Дай Бог, чтобы такого рода выбора не было в жизни, но если он возник, то что тут скажешь? Это одно из свидетельств того, что мы исповедуем истинную веру, против которой ополчаются силы зла, и эти силы зла часто воплощаются в конкретных людях, в психических заболеваниях.
Не хамимы будете
- На Крещение народ массово лез в проруби, а в разгар Рождественского поста так же массово отметил Новый год. Нужны ли Церкви «захожане», которые вспоминают о своей вере пару раз в год?
- По-моему, это очень хорошо, что у народа есть хотя бы минимальная религиозная мотивация. И я знаю множество примеров, когда люди начинали свою активную религиозную жизнь именно с купания в проруби, с освящения куличей и т. д.
А мы, люди Церкви, должны делать всё, чтобы такой «захожанин» помнил, что в храме ему было хорошо. Тогда он будет готов сюда вернуться... Пусть не через неделю, так через год. Тема их воцерковления на совести священнослужителей и вообще людей, которые служат в церкви. Необходимо, чтобы они почувствовали - им здесь рады.
- Глубокая теория. Знаю огромное число историй, когда строгие старушки от походов в храм отвратили: отругали, что не туда свечку ставят, обхамили, мол, не так крестятся...
- Безусловно, человеческий фактор и в храме присутствует, но сейчас священники на такое поведение обращают пристальное внимание. Тема, связанная с излишней строгостью многолетних прихожан, уходит постепенно в прошлое. В большинстве приходов созданы специальные группы дежурных молодых и среднего возраста людей, которые постоянно находятся в храме и помогают нуждающимся советом.
- А на чём базируется уверенность, что «захожане» придут в храмы?
- Мы видим, как современным людям не хватает главного, стержневого направления в жизни. Они часто приходят в храм потерянными, потому что не понимают, ни как им жить дальше, ни как им воспитывать своих детей. Поколение 90-х в силу нравственных и экономических проблем того общества оказалось отключено от исторических традиций. И именно Церковь как их хранительница способна оказать в этом вопросе поддержку.