Во многих храмах уже ночью и в течение дня появляется Благодатный огонь, который накануне сошел в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Уже 17 раз эту святыню по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси доставляет в Россию делегация Фонда Андрея Первозванного. В этом году корреспондент АиФ.ru побывал на церемонии схождения Благодатного огня.
В Иерусалиме в пальмовом саду на площади Кфар-Сафра, что расположена недалеко от Старого города, установлена грифельная доска с надписью I am thankful for.. («Я благодарен за..» — англ.), на которой мелом можно написать — за что именно. Уже давно висит и не стирается никем надпись — ... that God is alive (“что Бог жив” — англ.). Именно это ощущение — живого присутствия Бога, сделало Иерусалим одним из центров притяжения тысяч людей, которые едут сюда, чтобы обратиться и быть услышанными, с тайной надеждой на чудо, на высшее милосердие и даже просто на исполнение желаний. Исторические достопримечательности отчасти на втором плане, но говорят, что те, кто приезжает сюда атеистами, уезжают паломниками.
Одно из самых значимых для православных событие — схождение Благодатного огня. Традиционно на церемонии Россию представляет делегация Фонда Андрея Первозванного, которая приезжает накануне Великой субботы. В Страстную пятницу у паломников остается время, чтобы посетить православные храмы — Троицкий собор, церковь св. Марии Магдалины и пройти по Виа Долороса — скорбному пути Иисуса, состоявшемуся в этот день много веков назад. Сейчас это улица в Мусульманском квартале Старого города похожа скорее на бойкий рынок, на котором о страданиях напоминают только номера станций Крестного пути на стенах. Последние пять станций расположены в Храме Гроба Господня. Обычно он открыт большую часть времени, но в Страстную пятницу пути заблокированы — можно попасть на службы, но и на них проход сильно затруднен. Основное богослужение здесь будет в субботу, и полиция заранее готовится.
Фонд Андрея Первозванного был основан в 1992 году. Уже 17 лет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси он доставляет Благодатный огонь в Россию. В этом году делегацию возглавляли председатель попечительского совета Фонда Владимир Якунин и представитель Русской Православной Церкви архиепископ Егорьевский Матфей, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Традиционно в состав делегации вошли общественные и государственные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты и бизнесмены.
Принесение Благодатного огня в пределы РПЦ осуществляется в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Просите мира Иерусалиму». Эта ежегодная миротворческая программа осуществляется с 2003 года. Важной составляющей этой инициативы является молитва о мире на Земле. Делегация Фонда вместе с Патриархом Иерусалимским молится о мире на Святой Земле. Молитва читается также в храмах Русской Православной Церкви.
За свою историю Фонд осуществил немалое число программ и проектов, многие из которых стали яркими событиями в новейшей истории России и всего православного мира. Среди них — принесение великих православных святынь в Россию и сопредельные государства, возрождение православных храмов и обителей, проведение конференций, фестивалей, концертов и выставок, благотворительные и гуманитарные программы и многое другое.
«Берегите ноги, спасайте кроссовки»
Готовятся и паломники, и разговоры опытных прихожан пугают новичков. Если не сосредотачиваться на духовной составляющей, процедура выглядит как квест с риском для жизни. «Главное не упасть в толпе — затопчут. Прямо хватайтесь за кого покрече и держитесь за него, даже если уворачиваться будет», — советует один паломников. «Одежду попроще наденьте, все равно воском зальют, он там рекой льётся. У меня платье потом три химчистки не смогли отчистить. С волос воск вообще неделями не смывается», — говорит опытная паломница, которая приехала уже четвертый раз. «Обувь закрытую берите, ноги оттопчут, только шнурки завязывайте лучше. У меня один раз развязался, тут же кто-то наступил на него, кроссовок слетел, еле поймал, надеть уже не дали. Так и бежал до выхода с лампадой в одной руке и кроссовком в другой», — делится Павел, тоже неоднократный участник церемонии.
... Утро у паломников начинается рано — около 7 часов уже надо выезжать. Сама служба будет не раньше 12.00, но чтобы на нее попасть, надо преодолеть несколько уровней безопасности, выстроенных израильской полицией. Вход в Старый город со стороны Яффских ворот перекрыт, как и близлежащие улицы. Пройти можно только по пропускам, которые выдают сами полицейские после досмотра автобуса, тщательно сверяя фамилию и фотографию.
Для израильской полиции это богослужение — тоже серьезное испытание. Город мира Иерусалим разделен на Западную и Восточную части условной, но болезненной чертой разрыва между потомками Ицхака и Измаила, проще говоря, евреями и арабами. Именно на этой неотмеченной границе, как правило, происходят кровавые столкновения. Через Старый город эта красная линия тянется от Львиных до Дамасских ворот: с одной стороны — Христианский, Армянский и Еврейский кварталы, с другой — Мусульманский. Массовое скопление народа в Старом городе и без того раздираемого скрытыми противоречиями, таит в себе опасность, тем более Храм находится на стыке Христианского и Мусульманского кварталов.
... Для паломников начинается ожидание у Яффских ворот, которое обычно затягивается на несколько часов. Большинство терпеливо стоит, но опытные верующие ставят раскладные стульчики, а кто-то присаживается прямо на мостовую из иерусалимного песчаника. Разговоры разные. «Отец Никодим у нас лампады перевернул, негодник, весь автобус керосином пахнет. Две всего осталось», — делится батюшка Сергий из Витебска. «Надо их зажечь теперь, прошлый раз намучился. Сильно зажжешь, руку обжигает, а слабо — гаснет». «Жалко, не дома сейчас, у нас там теперь такие стейки готовят», — сожалеет другой паломник, заранее думая о разговлении. «А откуда вы?», — интересуются две женщины, плечи которых прикрыты, как платками, грузинскими флагами. «Из Самары». Рядом группа израильтян раскладывает прямо на камнях бананы, йогурты, питы, хумус, завтракает и смеётся, разглядывая фото в телефоне. А в одном шаге от них две белорусские паломницы активно молятся, читая псалмы с экрана мобильного.
Быстрый путь к Храму
Через два часа внезапно все приходит в движение: полиция дала добро на проход групп. Пропускают выборочно, но после того, как разрешили идти, приходится двигаться очень быстро.
Сделанный под углом вход в Яффские ворота, призванный по мысли архитекторов Сулеймана Великолепного запутать противника, иногда сбивает и тех, кто тут впервые, но в толпе потеряться сложно. До Храма отсюда около 500 метров — сначала по главной торговой улице Давида, а потом через поворот на площади госпитальеров Муристан. Сейчас толпу жестами и криками регулирует полиция, однако шум нарастает и по краям проходов — в магазинчиках, хозяева которых в пасхальние дни пытаются сделать выручку. В Христианском квартале Cтарого города вся торговля в руках у арабской диаспоры, поэтому приезжающих христиан, рассчитывающих приобрести что-то особо намоленное, часто ждёт разочарование. Арабские артели и кустари производят предметы культа, как они их понимают — с учетом сегодняшней клиентуры вперед выставлены корзины с иконками, на которых Иисус напоминает молодого Арафата, с крестами на веревочках (самый популярный сюжет — восьмикрестный «крест паломника») — и, конечно, объемные связки из 33 свечей.
На покупки времени нет, толпа практически бежит. Уровень сложности повышается, когда отполированная тысячами подошв скользкая дорога начинает дробиться ступеньками. «Девушки, не торопись, все успеете», — пытается заигрывать с прихожанками полицейский. Но на самом деле, можно и не успеть — Храм заполняется быстро, и в итоге опоздавшие будут ждать на улице. Места, конечно, распределены заранее. В этом году одна из точек для российской делегации расположена в приделе рядом с Кувуклией, но чтобы туда попасть, надо преодолеть несколько ступенек и втиснуться в узкую дверь, около которой идет сильная давка.
Вообще, служба будет длиться несколько часов — и перенести её на ногах физически непросто, но эти трудности взращивают в душе смирение, как накануне поясняла российским паломникам встречавшая их матушка Серафима из Горненского монастыря. Однако, по факту для развития этой добродетели тут возможностей больше — сложнее физического дискомфорта сохранить любовь к ближнему, когда видишь этого ближнего в действии. «Каждый человек тут хороший, это просто толпа так себя ведёт», — миролюбиво замечает отец Никодим из Минска, которого только что резким ударом отпихнули с верхней ступеньки вниз. Двое полицейских пытаются управлять ситуацией, пускать группами, и тут главное держаться своих, иначе можно потеряться. Внутри надо еще протиснуться за металлическое ограждение, за которым уже стоит большая толпа народа. Там не только россияне — есть и паломники из Румынии, Сербии, Болгарии, Грузии. Все стараются держаться рядом со своими. Первый этап пройден, остаётся ждать начала службы.
«Чудо нужно самим людям»
Основное действие происходит около Кувуклии — пещеры, где по преданию, был захоронен Иисус. Когда-то воскресным утром здесь произошло чудо — и ангел сказал женам-мироносицам: «Не ищите живого среди мертвых». Поэтому чуда ждут тут каждый год, и в Великую субботу тоже.
Ход церемонии продуман и закреплен годами. Сама служба символически изображает Страсти Христовы, Погребение и Воскресение. А вынос света — выход из гроба Света истинного, то есть воскресение.
Сначала совершается церемония запечатывания Гроба, затем в Храм входит скандирующая арабская христианская молодежь. Иерусалимский Патриарх проходит храм святого апостола Яакова и идет в алтарь храма Воскресения. К нему подходят представили армянского, коптского и сирйского духовенства с обращением. После этого, начинается крестный ход, который трижды обходит Кувуклию. Затем Патриарх облачается в белые одежды, на серебряном подносе ему подают свечи, которые должны быть зажжены. Он вместе с армянским архимандритом заходит в Кувуклию. Армянский архиерей остается в приделе Ангела, патриарх же идет дальше, к ложу Спасителя — чтобы молиться о даровании Огня.
В теории все выглядит как непрерывная смена действий. В действительности, главное состояние паломника — ожидание. После прохода на место, приходится ждать более двух часов, пока начнётся хотя бы что-то. Люди пытаются настроиться на религиозный лад, но получается не у всех. Кто-то пытается читать молитвы, кто-то дремлет, прислонившись к стене, большинство тихо переговаривается. Так, за время стояния, автор узнал несколько разных мнений об избрании Зеленского, о ситуации на строительном рынке Ростовской области и выслушал несколько анекдотов с бородой. И все же, бездействие надоедает — и вот уже кто-то начинает скандировать «Христос воскресе!». И толпа радостно подхватывает: «Воистину воскресе!». Начинается своеобразное соревнование: слова звучат на разных языках, каждая национальная группа старается показать сплочённость и кричать громче других. Потом возгласы стихают, люди возвращаются к разговорам, пока кому-то не надоедает тишина, и он снова не пытается всех завести.
Пока ждешь — задаешься вопросом: зачем верующему человеку нужно чудо? Для чего нужно постоянно надоедать Богу просьбами о доказательствах его силы, разве недостаточно собственной веры в нее? «Господь посылает чудеса, чтобы укрепить нашу силу духа. Человек слаб, и воспоминание о чуде поможет ему, когда он дрогнет и будет готов разувериться», — предполагает в ответ на этот вопрос священник из Сербии.
Вообще, конечно, образ Фомы Неверующего — распространенный типаж, который воспроизводится из поколения в поколение. Всегда есть люди, пытающие объяснить чудо материальными причинами — или по ним же опровергнуть его. Благодатный огонь — не исключение. Так, некоторые паломники приходили на церемонию и замеряли температуру огня — и убеждались, что в начале она в районе 40 градусов, что сложно достичь без лабораторных условий.
Однажды на церемонии присутствовал сотрудник Курчатовского института с осциллографом, за несколько минут до схождения Огня прибор зарегистрировал одиночный электромагнитный разряд. В чем была причина — установить он так и не смог. Конечно, наиболее популярные версии основаны на простых предположениях, что Огонь зажигают спичками или с помощью химической реакции. Можно даже подобрать состав таким образом, утверждают эксперты, чтобы при соприкосновении с подготовленной материей, он не обжигал, а давал ровное пламя. Одна загвоздка — верующие протягивают собственные свечи, ничем заранее не пропитанные — и Благодатный огонь на них тоже не жжется.
«Нести свет милосердия»
Ближе к часу наконец, начинается хотя бы что-то — входит скандирующая арабская молодежь. Паломники оживляются, начинается броуновское движение в попытке занять места повыше, чтобы заснять церемонию или хотя бы ее увидеть. Но над толпой — лес рук с телефонами и даже селфи-палки цепляются друг за друга. Арабы активно машут руками, бьют в барабаны, хлопают — и толпа радостно подхватывает. Крики «Христос воскресе» не стихают. Вслед за арабами выносят хоругви для крестного хода. Далее снова все замирает — в Храме ждут Патриарха.
Накануне Патриарх Иерусалимский Феофил III принимал делегацию из России. Из его уст прозвучали важные слова поддержки Русской православной церкви и России, он назвал Патриарха Кирилла «своим братом», а Владимира Путина «нашим президентом». Сказал он и тёплые слова, что отозвались в сердцах всех — о доброте и смирении, о задаче нести свет добра и милосердия всему миру. Благословленные им накануне российские паломники, наверное, чаще других смотрели на вход, чтобы не пропустить момент появления Патриарха. Но вот проходит больше часа — его нет. Неопытные люди уже задались вопросом — а бывает ли, что он не приходит? Не бывает, и вот доказательство — раздаётся несколько ударов колокола. Феофил III медленно проходит через придел, и процессия отправляется на крестный ход вокруг Кувуклии. Через некоторое время хоругви уносят, и внезапно в Храме становится почти темно — гасятся провлжекторы, которые освещали приделы. К этому моменту все готовились с утра -началась молитва Патриарха, который вошел в Кувуклию. Уже никто не рассказывает анекдоты и не переговаривается — кто-то уже достаёт свечи для зажигания, кто-то истово молится, кто-то старается знать место поудобней, чтобы увидеть Огонь. Сейчас готовится чудо, и это ощущают все.
... Внутри Кувуклии вспыхивает свет и раздаётся громкий колокольный звон, который длится и длится. Благодатный огонь сошёл!
Свечи передаются из Кувуклии, и буквально сразу же вспыхивают везде — Огонь распространяется по всему храму. Везде горящие свечи, повернуться невозможно — пламя и льющийся воск. Свечи зажигают и тут же гасят — и вот уже весь придел наполнен дымом, все в мареве, сквозь который видны сотни огоньков. Открыли выход из Храма, и толпа идёт обратно тем же путём, которым заходила, только на этот раз у многих в руках лампады и горящие свечи, что не дает устроить сильную давку. Выйти из потока невозможно, успеваешь только фиксировать сценки вокруг. Вот паломница крестит толпу двумя горящими пучками свечей и машет ими так интенсивно, что искры и восковые капли летят во все стороны. А вот мужчина проводит пламенем по лицу — и ничего не загорается: огонь не жжется! Бабушка-монахиня стоит у входа придел и пытается на свой лад благословлять свечкой всех — знакомых и незнакомых.
Не колеблется и не гаснет
Патриарх Иерусалимский Феофил III выделил частичку Огня паломникам из России, и наши зажженные лампады теперь должны быть оперативно доставлены в здание Русской духовной миссии. Сделать это непросто, из Храма выходит огромная толпа, а самый короткий путь к Яффским ворот перекрыт службой безопасности, возможно, чтобы верующие не создали столпотворение на оживленных торговых улицах центральной части Старого города. Приходится делать большой крюк через весь Христианский квартал и улицу Греческой патриархии. У Яффских ворот в оцеплении по-прежнему стоит толпа тех, кто пришел посмотреть на паломников. Ну а потом уже около 15 минут по современному Иерусалиму с лампадами в руках до здания миссии — и по Струнному мосту с прозвищем Арфа Давида, архитектурная эстетика которого, к слову, вызывает яростные споры среди израильтян, четыре автобуса выезжают из центра Иерусалима в аэропорт Бен-Гурион.
Там, как водится, всех ждет несколько уровней контроля безопасности. И хотя нас пропускают отдельно, все равно не избежать традиционных вопросов: сами ли собирали багаж, не оставляли ли его и так далее. Лампады придирчиво осматривают внешне, затем на втором этапе проверки при досмотре через телевизоры — бережно достают из деревянных держателей и проносят через рамки. Не звенят!
После взлета в самом самолёте царит радостное возбуждение. Никто уже не вспоминает, тяжело ли было долго стоять, сложно ли выбираться из Храма. У всех — внезапный прилив сил, несмотря на две бессонные ночи. Какое-то общее ощущение, что мы все были свидетелями чуда, и его частичка сейчас здесь, с нами. Лампады едут прямо в самом салоне — кто-то ставит их на пол, кто-то — на кресло рядом. Несмотря на перегрузки при взлете и периодическую турбулентность, огонь горит ровно, даже почти не колеблется.
«Я 11 год летаю, каждый раз думаю — в самолете на обратном пути высплюсь. И никогда не хочется, не то состояние», — делится паломник из Тамбовский области, который везет одну лампаду в свой приход. «Раньше не понимала, что такое благодать, а это вот она — так радостно, хорошо и спокойно», — делится девушка, которая первый раз участвовала в церемонии.
При прилёте в Москву часть делегации с Огнем сразу отправляется в Храм Христа Спасителя. Уже через полчаса святыню получат верующие, которые там собрались на Пасхальную службу, проводимую Патриархом Кириллом.
А часть привезенного Огня раздается в аэропорту. В приграничной зоне его активно разбирают служащие — и вот горящие свечи появляются рядом с кассами магазинов Duty free, с обернутыми бумагой свечками стоят служащие около лент выдачи багажа, а в зеленом коридоре таможни зажигается несколько лампад.
Огонь раздаётся и в зале прилета. К нескольким столам, на которых горят свечи, подходят пассажиры, которые только прилетели или улетают, родственники и провожающие, таксисты и встречающие с табличками. Много людей специально приезжает во «Внуково» за Огнем целыми семьями — и зажигают свои свечи, лампадки, масляные лампы, чашки и банки с маслом.
Уже стемнело, и на площади перед аэропортом видны тысячи маленьких огоньков. Люди уходят, разъезжаются на машинах, метро и автобусах — и уносят с собой частичку иерусалимского чуда. Благодатный Огонь сошёл!