9 ноября Духовное управления мусульман (ДУМ) РФ вынесло богословское заключение, в котором говорится о запрете на браки с иноверцами. В документе утверждается, что «межконфессиональные браки, в частности с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая».
В заключении Совета улемов сказано, что «единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности являются наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни». В Духовном управлении мусульман убеждены, что ограничения на вступления в брак с иноверцами необходимы, поскольку двух близких людей должны связывать единые жизненные ценности, а запрет поможет сохранить семьи и снизить страдания детей в случае развода родителей.
Богословское заключение совета улемов ДУМ РФ под названием фетва № 5/19 «Межконфессиональные браки» было принято еще 19 ноября 2019 года, но опубликовано на сайте управления оно было только на этой неделе.
В каких случаях возможны союзы мусульман с иноверцами?
Брак между мусульманином и женщиной другой веры в России возможен, если она уважает ислам и не мешает воспитанию детей в его традиции. По словам заместителя председателя Совета улемов ДУМ РФ, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, согласно принятому документу, на территории Российской Федерации мусульманин может вступить в брак только с мусульманкой, за исключением некоторых случаев, если местный муфтий посчитает такой брак возможным. «Например, если женщине близок ислам, она уважает его каноны и не будет препятствовать мужу воспитывать детей в традициях ислама», — сказал Аляутдинов.
В документе оговаривается, что в случае, если девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада как Божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином.
Может ли женщина вступить в брак, оставаясь в своей конфессии?
Да, может. По словам Аляутдинова, женщина может вступить в брак, оставаясь в другой конфессии. Изданное богословское заключение не обязывает женщину принимать ислам до вступления в брак, поскольку этот шаг должен быть совершен «осознанно, с пониманием сущности религии и веры, а не для того, чтобы только выйти замуж».
На ком нельзя жениться мусульманину?
Как утверждает муфтий Равиль Гайнутдин, мусульманину нельзя жениться на многобожницах или атеистках, а вот создание семьи с христианками или иудейками разрешается. Но при этом родителям жениха следует обращать внимание на религиозные убеждения сына. «Если он в этом отношении слаб и есть опасность, что он или его дети выйдут из лона ислама, то такой брак допускать нельзя», — считает муфтий.
В ДУМ подчеркивают, что недопустимым является и брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается.
Имеет ли богословское решение ДУМ юридическую силу?
Решение ДУМ запретить браки мусульман с иноверцами не имеет юридической силы. Как отметил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Дамир-Хазрат Мухетдинов, документ, о котором идет речь, фетва (богословское заключение — прим. ред.), не является правомочным в светском государстве.
«В светском государстве, каковым является Российская Федерация, постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер и обращены прежде всего к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты. Они не имеют юридической силы в прямом смысле этого слова, поскольку (в отличие от некоторых мусульманских стран с действующим правом на основе шариата) не предполагают какой-либо ответственности и наказания за их неисполнение. Богословские заключения Совета улемов апеллируют исключительно к ответственности человека перед Богом и никак иначе», — заявил Мухетдинов.
По словам Мухетдинова, в условиях светского государства постановления улемов неправомочны в системе юридических координат, но они «апеллируют к верующему, его совести, богобоязненности и ответственности перед Создателем».
Как рассказал АиФ.ru исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев, фетвы обычно выпускаются по спорным вопросам или когда возникают новые обстоятельства.
«Например, появились операции по смене пола. В традиционном богословии это не отражается, поэтому нужно заключение, как к этому относиться и как вступать или не вступать в брак с трансгендерами. Когда все прописано исторически, как в этом случае, никаких фетв не нужно. Также не требуется дополнительная фетва о запрете свинины, употребление которой запретили тысячелетие назад. Браки с иноверцами более тысячелетия назад разрешили, и запрещать их сейчас и глупо, и безграмотно. Есть в исламе разные направления, и вот школа, наиболее распространенная в России, разрешает браки с христианками, иудейками и последовательницами религии мандеизма, которая у нас в России не фигурирует, она на юге Ирака распространена. Это уже давно прописано в книгах и документах. Эта фетва была принята еще год назад, но в рассылку она попала только сейчас, и, как разъяснили в ДУМ, никакой силы она не имеет. Для чего она нужна — непонятно. Как оказалось, она даже для них значения не имеет, поскольку в Духовном управлении мусульман придерживаются плюрализма. Традиция заключения брака мусульман с иудейками и христианками существует достаточно долго, и никто ее не собирается пересматривать», — говорит Силантьев.