Беда на Афоне. Из-за козней США хотят штурмовать старейший монастырь

Монастырь Эсфигмен, вид со стороны Эгейского моря. © / Commons.wikimedia.org

Греческая полиция готовится к штурму одного из древнейших православных монастырей Афона — Эсфигмена. Местную братию хотят выдворить. Захватить монастырь под контроль страстно желает Патриарх Константинопольский Варфоломей — тот самый, который дал независимый статус раскольнической Украинской православной церкви. Для достижения цели Варфоломей подключил свои связи в Госдепе США.

   
   

Чем известен Эсфигмен?

Это один из старейших монастырей Афона. Построен он был еще в V веке императором Восточной Римской империи Феодосием II (правил в 408-450 гг.). Статус монастыря получил в X веке. В Эсфигмене хранится драгоценная библиотека — 372 рукописи (75 из них — в пергаменте) и 8000 печатных книг, а также другие драгоценные исторические артефакты. Например, крест сестры Феодосия Пульхерии и драгоценная мозаичная икона Спасителя VII века.

У монастыря есть древние связи с Русью и Россией. Именно здесь постриг принял преподобный Антоний Печерский, основавший затем Киево-Печерский монастырь. При поддержке русских царей в XIX-XX веках Эсфигмен активно реконструировался и отстраивался.

Почему монастырь хотят захватить?

Раскол между монастырем и Константинопольским патриархатом (патриарх которого — правящий епископ всех афонских монастырей) начался в начале 1960-х гг. Монахи Эсфигмена были недовольны сближением Константинопольского патриархата с Ватиканом, которое они восприняли как отход патриарха от православия. Конфликт обострился в 1974 году. Братия отказалась поминать имя патриарха в молитвах, а патриарх в ответ объявил о низложении и изгнании братии из монастыря.

Получив письмо из патриархата, полиция перерезала телефонную линию монастыря, а также взяла его в оцепление. Монахи в ответ заперли монастырские врата и вывесили на стенах плакат «Православие или смерть». В декларации всему миру они заявили, что не признают патриарха, поскольку он — «враг Православия». На штурм монастыря власти не решились.

Вот уже 50 лет монастырь отказывается признавать волю константинопольского патриарха и выполнять его указания. Константинопольский патриархат в ответ создал новую лояльную себе общину монастыря, которая при первой возможности должна занять место старой в обители.

В 2003 году греческий спецназ впервые попытался взять монастырь штурмом. Штурм провалился, поскольку во время штурма был ранен 25-летний монах. Позже он скончался. Полиция была вынуждена отступить, поскольку общественное мнение в Греции после смерти монаха было однозначно на стороне мятежной братии Эсфигмена.

   
   

Что происходит сейчас?

Кажется, полиция готовится к новому штурму Эсфигмена. Цель все та же — выселить мятежных монахов.

В Русской православной церкви говорят, что за готовящимся штурмом стоит Патриарх Константинопольский Варфоломей.

«Решать религиозные споры посредством насильственного изгнания — обычная практика Константинопольского патриарха Варфоломея, который, несомненно, стоит за действиями греческой полиции», — сказал советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов.

По его мнению, патриарх Варфоломей будет добиваться результативных действий греческих властей, используя в качестве рычага американскую дипломатию и Госдеп, благодарный Варфоломею за выполнение поставленных перед ним задач на Украине и в других местах.

Напомним, именно Варфоломей согласился дать независимый от Московского патриархата статус раскольнической украинской православной церкви.

После трагического штурма 21-летней давности подготовка к новым осадам велась не раз, но до боевых действий с тех пор не доходило. «Посмотрим, что будет на сей раз», — сказал протоиерей Николай.

Будет ли штурм?

В этот раз угроза штурма как никогда велика, считает член Межсоборного присутствия Русской православной церкви Михаил Тюренков. Если раньше греческое общество в основном сочувствовало монахам, и штурм привел бы к всплеску народного недовольства, то сейчас ситуация меняется не в пользу религиозных традиционалистов.

«Современная Греция после того, как легализовала однополые „браки“, уже не может быть названа православным государством, хотя и формально сохраняет это в своей Конституции. И потому велика вероятность, что греческие власти на этот раз пойдут до конца», — говорит Тюренков.