Череда смертей
На днях жестоко избит руководитель службы охраны Спасо-Преображенского кафедрального собора и епархиального управления Анатолий Борисенко. Летом выстрелом в голову убит клирик Киевской митрополии Роман Николаев, в собственной квартире найдена мёртвой инокиня Флоровского Вознесенского монастыря Алевтина. В районе блокпостов в Донецкой области был убит священник Павел Жученко... Перечислять можно долго. «К сожалению, мы вынуждены констатировать, что систематическое насилие по отношению к клирикам и прихожанам канонической Церкви на Украине не прекращается», - говорит глава Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда.
Но пугает и расстраивает даже не это, а общее отношение к РПЦ. Украинский президент Пётр Порошенко, с одной стороны, истово крестится и прикладывается к святыням, довольно регулярно посещая службы в киевских храмах.
Кого на царство?
А началось всё задолго до событий на майдане - ещё при патриархе Алексии II. Сперва на Украине волшебным образом возникла некая православная церковь Киевского патриархата - проще сказать, раскольники, которые выступали против взаимоотношений с Москвой. На какие деньги была создана эта организация - остаётся только предполагать. Вот только даже самых проукраински настроенных верующих эти раскольники не вдохновили, и паства от легитимной Церкви к ним вопреки ожиданиям не потекла. Затем Киев придумал новый хитрый ход отделения от Московского патриархата: попытался уговорить украинских граждан, что проще позвать на царство, а правильнее сказать - на патриаршество... Константинопольского патриарха. Доводы звучали такие: он - правопреемник Византии, от которой некогда принял крещение Киев, вот и будем ему кланяться. У Константинопольского патриарха паства небольшая: ну сколько православных сегодня в бывшей столице империи - современном Стамбуле, - сами подумайте.
Его Божественное Всесвятейшество архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский патриарх Варфоломей I (такие невероятные регалии официально носит патриарх, чья паства сегодня не достигает и нескольких десятков тысяч человек) прибыл в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси 25 июля 2008 г. одновременно с Алексием II. Варфоломея I встречали в аэропорту Борисполя все официальные лица страны, самолёт Алексия II отбуксировали в самый дальний угол... Но вопреки ожиданиям правящей верхушки обычные украинцы их идею об отделении от Русской православной церкви однозначно не поддержали. Киевляне вышли на многотысячный крестный ход вместе с главой своей Церкви Святейшим Патриархом Алексием II. Кстати, до кончины главы Русской православной церкви на тот момент уже оставалось меньше пяти месяцев. За его кортежем постоянно следовала реанимация. Но этот крестный ход он совершил со своей паствой пешком.
Ненависть невыгодна
Безусловно, тот триумф в прошлом. «Ненависть сейчас обострена, - говорит протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ. - Она невыгодна ни народу Украины, ни народу России, и очень хочется, чтобы оба народа это поняли как можно быстрее».
Понятно, что разделило и паству, и самих священников. Сегодня живущие на Украине иереи, подавляющее большинство которых некогда заканчивало российские духовные вузы, принципиально говорят только на мове. К счастью, неизменным остаётся одно: почти каждый из них, говоря о нынешней ситуации, напоминает - Церковь живёт не сиюминутными распрями и даже войнами, впереди у верующих людей вечность. А значит, и Церковь останется единой. Патриарх Кирилл недавно сказал: «Надеюсь, что Господь поможет мне снова посетить Украинскую землю». Надеемся на это, а также на то, что никакие силы не разделят наши народы.