История с панк-молебном в храме Христа Спасителя никак не заканчивается. На днях заведующая юридическим отделом Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) предложила предусмотреть в УК статью, наказывающую за оскорбление чувств верующих. Не отрезается ли тем самым ещё один путь к примирению? Яростные споры продолжаются и в обществе. Дошло до того, что часть людей стала отворачиваться не только от Церкви, но и от самой веры. Но ведь кризис преодолим! Надо хотя бы прислушаться к мнению другого, пусть оно и полемично. Ведь раскол - слишком дорогая цена за дурную провокацию! «АиФ» попытался ещё раз проанализировать сложившуюся ситуацию.
Непорабощённые сердца
Если ещё пару лет назад Церковь большинству россиян казалась каким-то далёким, сакральным институтом, то скандал вокруг выступления Pussy Riot вдруг сделал каждого церковного иерарха и Церковь с двухтысячелетней историей в целом доступными для досужего обсуждения, а порой и осуждения.
Церковь влияет
Соцопрос | |
---|---|
Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения между Церковью и обществом, государством? (%) 44 - Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10 июня 2012 г. |
Уже никого не удивляет запись в блоге столичной журналистки: «Как же меня за...бали эти попы - опять у них молебен, а я по Москве нормально проехать не могу». Мало кого удивляет и публичный диспут двух называющих себя воцерковленными ТВ-звёзд на тему, какие дорогие часы позволительно иметь главе Церкви, к которой они оба принадлежат, духовному отцу обоих, да когда ему делать ремонт в квартире. Это нормально? «Да, - уверена писатель Анна Фёдорова. - Довольно глупо говорить, что Россия превращается в «теократию с инквизицией», как плачут наиболее радикальные комментаторы. Это не так. Просто впервые в новейшей истории «России религиозные вопросы действительно начали влиять на актуальную политику. И всем приходится как-то к этому относиться». Нет, считают иные. «Я, например, считаю крайне неудачной формой подачи информации беседу Владимира Соловьёва с патриархом, где затрагивалась тема квартиры, часов... - говорит протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии. - Публикация пересказа этой беседы позволила каждому букинисту и каждому прорабу оспаривать патриарха на уровне своей профессиональной компетентности. А это тоже профанация…» Можно долго рассуждать, откуда взялся раскол в обществе, связанный с отношением к православию, что послужило причиной: подрывная работа неких злых сил, слишком вызывающее поведение части людей, которые по ощущениям общества имеют прямое отношение к РПЦ, или это действительно закономерное следствие врастания православия в нашу жизнь, долгое советское время лишённую сношений с Богом. Но пока результат один, и он плачевен: когда в эфире одной радиостанции слушателей спросили, какими кажутся верующие, то 30% ответили, что добрыми, милосердными, а 70% уверены, что это косная, озлобленная среда. Возможно, прав Андрей Кураев: «Не стоит рассматривать Церковь как банального воспитателя. Слово Церкви может сработать только в человеке, который всерьёз ей доверяет. Для человека, который на самом деле в Христа не верит и никогда в церковных таинствах не участвовал, мои советы будут всего лишь немножко смешными и наивными банальностями. Мол, вы, святые отцы, живёте в ваших скитах и нашей реальной жизни не знаете, но вам по должности положено изрекать всякие благоглупости, а потому мы на вас, чудиков, не в обиде. Оттого так безнадёжны церковные обличения коррупции или алкоголизма, если они обращены к, по сути, неверующему обществу. Церковь может менять жизнь лишь в такой последовательности: сначала религиозное обращение и лишь потом нравственные перемены в уверовавшем человеке». Но пока, по ощущениям, наша Церковь стоит на распутье, от которого зависит место верующих в обществе. Есть один путь, простой: чётко разделить мир на чёрное и белое, понять, кто твои друзья, а кто враги, и начать крестовый поход за веру. Даже если бороться придётся со своим народом.
Просто любить
А есть путь несколько иной, и, на наш взгляд, гораздо более созидательный: снисходительно взглянуть на слабости своей паствы, на тех своих детей, кто по злобе, в запале спора или по глупости произнёс злые слова, и заняться своим главным делом - просветительством и окормлением. Церкви надо расти вширь, стать более открытой, понятной, а значит, и более влиятельной. «Мы сами должны идти навстречу тем людям, которые не ходят в храм, и помогать им делами любви, - говорит епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. - Люди отзываются на любовь - любовь, которую ты являешь непосредственно им и тем, кто в ней нуждается. Тогда и они присоединяются к тем делам, которые совершает Церковь. Вот в этом сейчас задача Церкви, её главная проповедь - дела милосердия, сострадания и любви. Помогать же людям мы должны не для того, чтобы кого-то поймать на удочку или обратить в «свою веру», а просто для того, чтобы самим жить той любовью, которую заповедовал нам Господь». Открытость, доброта, попытка строить диалог не только с пожилыми людьми, естественно, на пороге смерти задумывающимися о вечном, но и с молодёжью, умение прощать и быть выше ссор и споров - вот тот путь, который помог бы сделать роль Церкви ведущей. Ведь именно вокруг людей светлых, верующих, заботящихся прежде всего о других и о чистоте душевной, мог бы сформироваться костяк, который бы наконец помог нашему несчастному, заблудившемуся народу сформулировать национальную идею, суть которой мы, как ни прискорбно, потеряли...»
Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, дорога, по которой идут верующие, - непростой путь, требующий «отстранённости от материальных благ, способности в любой момент этими благами пожертвовать. Ничто не должно порабощать наше сердце». Очень хочется, чтобы на путь этот не надо было загонять хлыстом, заманивать пряником, а сделать так, чтобы каждый православный по рождению, ощущению (таковых, напомним, в России, согласно опросам, более 90%) захотел пройти его сам. Иначе велик риск, что место православия займут представители других религий и даже сектанты.
Цитаты
«Если в двух словах сказать о том, что происходило и ещё происходит с точки зрения агрессии против Церкви, то явление это, конечно, неслучайное. Меня не покидает мысль о том, что это некая разведка боем. Но ещё следует добавить, что это агрессия против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода».
«Вести недели»
Алексей Вешняк, руководитель общественной организации «Преображение», бывший советник Б. Березовского:
«Кто стоит за кощунницами? На мой взгляд, один из этих людей - Борис Березовский. Березовский говорил мне: «Мы начнём действовать по церковной линии». Предварительный артобстрел со стороны Березовского заключается в письмах Святейшему Патриарху Кириллу, которые я редактировал. Когда реакции от патриарха не последовало... тогда пошла тяжёлая артиллерия».
Фильм А. Мамонтова «Провокаторы-2»
«…Девушек из Pussy Riot осудили фактически не по уголовной статье, а по морально-нравственным понятиям раннего Средневековья... Верующих не станет меньше, а вот желание ходить в храм у многих уже пропало».
facebook.com/sergey.baranov.55
12 сентября Епархиальный суд лишил священного сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакона Сергея Баранова. От Церкви Баранова не отлучали.
«Никакого отношения к Pussy Riot я не имею... Но это очень правильная тема: отношения общества и Церкви... Я был бы горд, если бы придумал это как проект».
Эхо Москвы»
«С моей точки зрения, той кары, которую они уже понесли... вполне достаточно, чтобы они призадумались о том, что произошло в их жизни по их глупости или каким-то другим причинам. Здесь вполне, на мой взгляд, было бы достаточно условного наказания...
Откровенно говоря, меня тошнит и от того, что они сделали, и от их внешнего облика, и от той истерики, которая сопровождает всё, что произошло».
Официальный сайт партии «Единая Россия»
Материал подготовили: Юлия Гарматина, Индира Кодзасова, Татьяна Нетреба, Юлия Тутина, Виталий Цепляев