Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», вокруг которого долго ломали копья церковнослужители, музейщики, общественность и власть, вступил в силу в декабре. Но и сегодня вокруг уже решённого вопроса продолжают бушевать споры. Потому что чиновники до сих пор не знают, что и на каких условиях следует отдавать, а сама Церковь - что она хочет забрать: конкретный список ещё не составлен. Например, после подписания документа председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что РПЦ пока не готова взять на себя столь сложный и уникальный комплекс, как храм Христа Спасителя. То есть оплот православия, коим является этот храм в глазах обывателей, останется госсобственностью.
Борьбу за имущество, принадлежащее Церкви до революции и экспроприированное у «проклятых попов» безбожниками-революционерами, РПЦ начала ещё в 90-х годах. Где-то власти отдавали «награбленное» легко и даже с удовольствием. «В нашей области практически нет храмовых зданий, которые не были бы переданы за последние десятилетия епархии», - говорит настоятель Преображенского кафедрального собора города Белгорода протоиерей Олег Кобец. Где-то идёт едва ли не война. Истории противостояния сотрудников музея-заповедника «Рязанский кремль» и местной епархии уже почти 10 лет. В нынешнем году РПЦ должны передать шесть зданий архитектурного ансамбля музея, а затем Архангельский собор. Но сотрудники музея заявили, что освобождать помещения не намерены. Как минимум до тех пор, пока для них не будет выстроено обещанное губернатором новое здание. «Мы идём не против Церкви, а против конкретных действий людей. И среди нас есть люди верующие», - объясняет заведующая отделом развития музея Ирина Кусова. Ей вторит директор питерского Эрмитажа Михаил Пиотровский, который категорически не хочет отдавать Александро-Невской лавре уникальное произведение русского ювелирного искусства - серебряную раку Александра Невского.
Условно церковное имущество можно разделить на три категории: храмы, бытовые здания и иконы (а также потиры и прочие богослужебные предметы, хранящиеся в музеях).
Иконы
Как показал опыт, соработничество на этой ниве вполне достижимо. Одна из самых показательных историй - передача год назад чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери из Русского музея храму в элитном подмосковном посёлке «Княжье озеро». Один из древнейших в России образов перевезли во временное хранилище, соблюдая все необходимые условия: для иконы даже создали специальную климатическую капсулу. Другим вариантом нормального взаимодействия стал пример Третьяковской галереи, которая восстановила на своей территории храм, где теперь экспонируется ещё один ценнейший экземпляр - Владимирская икона Божией Матери. Оставаясь в музее, образ этот стал выполнять свою главную функцию - вызывать у верующих молитвенное состояние.
Храмы
Казалось бы, какие тут могут быть разночтения - здания храмов специально построены для совершения богослужений, возвращать их надо все и в максимально сжатые сроки. Например, расположенный в центре Челябинска храм Александра Невского в 1986 г. после мучительной реконструкции (до этого здание было практически в руинах) был отдан под зал органной музыки. Сейчас идёт реконструкция нового здания под орган, а в храме уже прошли первые службы. Вот как комментирует ситуацию представитель Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков: «Орган не выносили из здания храма, пока не провели экспертизу, не подыскали новое здание. Потому что есть понимание ситуации и с нашей, и со светской стороны». Идиллическая картина? Не всегда она достигается так просто. Так, в Санкт-Петербурге Исаакиевский, Смольный и Сампсониевский соборы, а также храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), оставаясь музеями, позволяют по особым дням проводить церковные службы. А вот что делать со зданием бывшей Крестовоздвиженской церкви, где размещается Барнаульский планетарий, отметивший в прошлом году 60-летие, непонятно. Его специфическое оборудование, в том числе и редчайший телескоп, в обычное помещение не перевезти, а, по словам директора планетария Галины Шкловской, о перспективах строительства здания для планетария ничего не известно. Так же как и о возможности переезда печного завода (тоже специфического заведения) из другого барнаульского храма - во имя святого Александра Невского.
Здания
Возьмём, к примеру, Кострому. Журналисты местного приложения «АиФ» выявили, что сегодня в зданиях, на которые может претендовать РПЦ (приходское и духовное училище, дома причта, монастырские кельи), располагаются родильный дом, онкодиспансер, университет и жилой фонд. А в Калининградской области ситуация и вовсе не ясная. Руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии иерей Михаил Селезнёв объясняет: «В области ни один религиозный объект исторически не принадлежал РПЦ, и по новому закону они не могут быть ей переданы, а это прямое нарушение прав православных, абсолютного большинства верующих». Потому местная Дума приняла региональный закон, передающий РПЦ 15 объектов, в том числе филармонию, кукольный театр, колледж, музей-кирху литовского поэта-пастора Кристионаса Донелайтиса. Вокруг последнего разгорелся такой скандал, что вынужден был вмешаться патриарх Кирилл, пообещавший, что РПЦ гарантирует продолжение деятельности учреждений, которые находятся в передаваемых ей зданиях, на тот срок, на какой сами учреждения пожелают остаться. Спасибо и на том, ибо главный вопрос - кто и на какие средства переселит всех - пока открыт.
Благодарим за помощь региональные приложения «АиФ».
Смотрите также:
- Курс на возрождение. В селе Хирино восстановили храм Баженова →
- Налево от Сан-Пьетро. Православные в Ватикане →
- Зачем Москве и другим городам новые церкви →