Владимир Легойда: В Москве строят церкви шаговой доступности

Об этом наш разговор с Владимиром Легойдой, председателем Синодального информационного отдела Московского патриархата.

   
   

Ходили бы чаще, да долго добираться

«AиФ»: - В православии есть такое понятие, как «намоленное место». Зачем строить новые храмы, когда в процессе подписания закон о возвращении Церкви ранее принадлежавших ей зданий?

Владимир Легойда: - Для многих это может оказаться полной неожиданностью, но российская столица действительно нуждается в новых храмах, потому что их плотность на душу населения здесь ниже, чем в любом другом регионе страны. В настоящее время для москвичей реально действуют и доступны менее 300 храмов. Таким образом, в городе примерно на 40 тысяч человек приходится один храм, в то время как средний показатель по России - 11,2 тысячи человек на храм. Приводя эти цифры, мы говорим не о населении страны или города в целом, а о тех жителях, которые согласно опросам называют себя православными, крестят своих детей. При этом большая часть церквей расположена в центре города, а в спальных районах, особенно тех, что строились в советское время, их почти нет. На огромных столичных окраинах с населением, равным населению небольшого региона, может быть лишь одна маленькая церквушка. Пожилым прихожанам, инвалидам, людям со слабым здоровьем, молодым мамам, привязанным к дому и детям, попасть на службу подчас - настоящий подвиг. Новые храмы необязательно будут большими (речь идёт о проектах на 300-500 человек), но они должны быть расположены так, чтобы охватить собой все районы Москвы. Кроме того, в каждом новом храме (впрочем, как и в уже действующих) по благословению Святейшего Патриарха появятся штатные социальные работники, специалисты по работе с молодёжью, в том числе проблемной. Социальное служение, помощь ближним - это приоритетные задачи для Церкви на сегодняшний день.

«AиФ»: - Кажется, что мечетей, кирх, синагог в России много меньше, чем церквей. Это - отражение соотношения православных к остальным верующим?

В. Л.: - По данным социологических исследований, сегодня православными себя называют около 80% граждан страны, подавляющее большинство из них крещёно и крестит своих детей. Простая арифметика показывает, что принадлежащих к другим традиционным религиям России меньше (что, конечно, не должно приводить к ущемлению их права исповедовать свою веру). Другое дело, что реально воцерковленных гораздо меньший процент. Многие идентифицируют себя с православием скорее с культурных, чем с религиозных позиций. Однако как же эти люди превратятся из «захожан» в прихожан, если до храма добраться сложно? Изменить эту ситуацию как раз и призваны новые храмы. Тысячи людей задают себе сложные жизненные вопросы, хотят больше узнать о Церкви, сделать свой мировоззренческий выбор осознанным. И Церковь обязана ответить на их стремление.

Самоотверженные служители алтаря

«AиФ»: - Патриарх Кирилл сетовал на недостаток священничества. Кто же будет служить в новых храмах?

В. Л.: - Это действительно очень серьёзная задача, но она решаема. Во-первых, за прошедшие 20 лет в крупных московских храмах уже воспитано новое поколение священников, которые сегодня продолжают служить под руководством своих настоятелей, но готовы и самостоятельно возглавить новые общины. Сегодня во многих московских храмах служат по 2-3, а кое-где и по 5 священников. Во-вторых, уже сейчас в церковной образовательной системе происходят серьёзные изменения, которые помогут, в том числе, подготовить новых пастырей. Мы понимаем всю серьёзность задачи. Сегодня нам важно, чтобы новые священники были не просто исполнителями треб, но самоотверженными служителями алтаря, способными вдохновить других людей, стать для прихожан духовной опорой, то есть истинными пастырями.

   
   

«AиФ»: - Откуда планируется взять деньги на строительство? Сегодня множество храмов в провинции не имеет денег на ремонт. Может, следовало помочь им?

В. Л.: - Конечно, храмам в провинции нужно помогать, но две эти вещи не должны исключать друг друга. Поэтому мы будем искать средства. Сразу скажу, что строительство новых храмов не ляжет на плечи налогоплательщиков. Надеюсь, что в новом начинании примут участие не только крупные меценаты, но и рядовые прихожане, те, для кого строятся новые храмы. Пусть даже в финансовом выражении их помощь будет невелика, но сам факт строительства храма «всем миром» очень важен, это объединяет людей, закладывает фундамент будущей общины.

«AиФ»: - Новые здания - в них новые иконы... Или есть надежда, что в новых храмах будут выставлены образа, до сих пор хранившиеся в музейных запасниках?

В. Л.: - Отношения Церкви и музейного сообщества - отдельный вопрос. Ещё раз хочу напомнить: новый закон об имуществе религиозных организаций, обсуждение которого ведётся сейчас в Госдуме, не предусматривает передачи музейных фондов в церковную собственность. Мы против разделения музейных коллекций. Что касается передачи икон из музейных запасников в храмы для поклонения верующим, то это, конечно, возможно. Я надеюсь на успешное решение всех сложных вопросов, возникающих в этой связи. При Патриаршем совете по культуре создана специальная комиссия по взаимодействию с музейным сообществом. К сотрудничеству комиссия будет привлекать профессионалов, которые, уверен, смогут решить все возникающие вопросы без ущерба для кого бы то ни было. А главное - для тех святынь, которые являются нашим национальным достоянием.

Читайте по теме: Юрий Белановский: Храмы шаговой доступности