Музеи или Церковь: кто должен владеть шедеврами древнерусской культуры?

Иными словами, речь идёт о возвращении Русской православной церкви (по её требованию) тех икон, что хранятся в российских музеях, или церквей, что в СССР были превращены в музеи, библиотеки, дома культуры и т. п. Ещё на стадии разработки этот закон вызвал жаркие споры. Так какой же быть России - с музеями, чьи запасники будут и дальше хранить шедевры древнерусской живописи, и церквями с голыми стенами? Или пойти по пути восстановления исторической справедливости и вернуть в соборы то, что было вывезено из них в смутные годы Гражданской войны?

   
   

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви:

- Приветствуя широкое и активное общественное обсуждение данных вопросов, я бы просил не создавать искусственных проблем, не нагнетать ситуацию. Церковь не какая-то чуждая для нашего общества организация, которой вдруг передаются ценности, имеющие общенациональное значение и которые теперь будут закрыты для тех, кто членами Церкви не является.

Вовсе нет. Напомню, что те же музеи исторически возникали на месте церковных древлехранилищ, а сегодня мы можем привести примеры успешно  действующих церковных музеев. Например, Историко-археологический музей Ипатьевского монастыря в Костроме. Директором этого церковного музея является наместник Ипатьевского монастыря архимандрит Иоанн (Павлихин), он активно сотрудничает с ведущими российскими музеями, занимается хранением, исследованием, экспозиционной и образовательной работой. Это общедоступный музей, посетителем которого может быть любой желающий.

Переезд убьёт шедевры

Владимир САРАБЬЯНОВ, реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-

реставрационного художественного управления

Иконы - мёртвый груз музеев

Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви

и общества Московского патриархата, член Общественной  палаты РФ, протоиерей