Праздник белой еды и чистых помыслов. Буддисты России отмечают Новый год

Дату встречи Нового года каждый раз вычисляют по астрологическим таблицам. Из‑за различий исчислений в разных странах даты могут не совпадать. В России Сагаалган в 2015 г. стартовал с 19 февраля. У нас его традиционно отмечают в Бурятии, а ещё в Забайкальском крае, Иркутской области, Тыве и Калмыкии.

   
   

Интересно, что когда-то Сагаалган не имел отношения к буддизму. Это был монгольский праздник молока, отмечался он осенью - когда заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, популярных у кочевников. Тогда же они пересчитывали скот и прибавляли к своему возрасту год, так как праздновать дни рождения по отдельности было не принято. Но в XIII в. внук Чингисхана - великий Хубилай - перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы - под влиянием китайской астрологии. И эта традиция у монголов так и осталась, а «молочное» значение праздника со временем утратилось и приобрело более общий смысл. Для монголоязычных народов белый цвет - символ святости и чистоты, поэтому ассоциируется со счастьем и благополучием.

Сагаалган - время, чтобы прощать обиды, забывать неприятности и готовиться к чему-то доброму. В ожидании торжества все наводят чистоту и порядок в доме, готовят традиционные белые кушанья - из молока, муки, чтобы угостить ими родных и друзей. В ночь новолуния разводят костры, в ко­торых сжигают старые вещи, символически прощаясь с прошлым.

«Этот праздник объединяет людей разных поколений. Бабушки и дедушки дарят подарки детям и внукам, а те в свою очередь отдают дань уважения старшим, - рассказал «СтоЛИЧНОСТИ» Батор Дугаров, председатель региональной организации «Общество бурятской культуры «Уряал». - В Бурятии это государственный праздник и официальный выходной день. Проходят ярмарки, народные гулянья, концерты, выставки. Есть такое поверие, что в четыре часа утра в первый день нового года богиня Лхамо смотрит, кто не поленился рано встать, и брызгает в них молоком. Год у такого человека будет обязательно счастливым. Любимое развлечение - танцевать бурятский народный танец ёхор, взявшись за руки. И никто не должен во время Сагаалгана ругаться и допускать негативные мысли. Это очень добрый и хороший праздник». Традиционное блюдо в буддийский Новый год - буузы, дальние родственники кавказских хинкали и тюркских мантов. Начинка в буузах мясная с небольшим добавлением зелени.

Обязательный обряд в Сагаалган - приветствие. Сложный ритуал, сопровождаемый специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Так, монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца традиционно делают следующее: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладёт на них свои руки ладонями вниз. Получается, что младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте - и уважение, и обещание помочь в случае необходимости. Значение ритуала настолько велико, что некоторые люди, встретившись в праздник, могут потом не здороваться целый год, аргументируя тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.

Буддистское духовенство встречает Сагаалган в дацанах (монастырях), совершая по этому случаю специальный многодневный молебен - Монлам Ченмо. Он длится 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти.

Кстати, до революции 1917 года в России насчитывалось 35 дацанов, но ни одного никогда не было в Москве. Этот исторический пробел сейчас восполняют - на Поклонной горе минувшей осенью состоялось освящение участка земли, а затем прошла церемония закладки памятного камня на месте, где будет построен мемориальный буддийский храм.

   
   

15 чудес Будды

  • 1-й день
    Будда воткнул в землю зубочистку, и из неё выросло огромное дерево, которое своими ветвями закрыло весь небосвод, заслонило солнце и луну.
  • 2-й день
    По обеим сторонам от себя Будда воздвиг высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую руку паслись животные.
  • 3-й день
    Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро, посреди которого выросло множество чудесных лотосов.
  • 4-й день
    По воле Будды из вод озера раздался голос, который начал рассказывать о священном учении.
  • 5-й день
    Будда улыбнулся и испустил из своих уст золотой луч, который озарил этот мир и ещё тысячу миров. Все, на кого пал этот свет, стали благословенными.
  • 6-й день
     Будда сделал так, что мысли всех присут­ствующих - как добрые, так и дурные - стали ясны всем вокруг.
  • 7-й день
    Будда предстал перед учениками в окружении царей и властителей всего мира. Они вместе со своими приближёнными воздавали ему хвалу и почести.
  • 8-й день
    Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сиденья лжеучителей, а ужасающее божество Ваджрапани прогнало их. После этого у Будды стало ещё больше сторонников.
  • 9-й день
    Будда предстал перед собравшимися выросшим до небес, проповедуя священное учение обитателям всех миров.
  • 10-й день
    Будда стал видимым одновременно во всех царствах материального мира.
  • 11-й день
    Тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров.
  • 12-й день
    Из тела Будды вышел золотой луч, осветивший царства трёх тысяч миров. Все, кого коснулся этот свет, прониклись его учением.
  • 13-й день
    Из пупка Будды вышли два луча, на конце каждого выросло по лотосу, из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды, а из них - снова лучи и лотосы. И так до бесконечности.
  • 14-й день
    Будда произвёл своей волей огромную колесницу. А затем ещё множество колесниц и в каждой - по одному отражению себя. Их сияние наполнило светом все миры.
  • 15-й день
    Все сосуды в городе наполнились удивительными яствами, насытившись которыми, все обрели телесный и душевный покой. Затем по велению Будды земля разверзлась, и все увидели страдания тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение.

СтоЛИЧНОСТЬ № 2 (63), 24 февраля 2015
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»