Дату встречи Нового года каждый раз вычисляют по астрологическим таблицам. Из‑за различий исчислений в разных странах даты могут не совпадать. В России Сагаалган в 2015 г. стартовал с 19 февраля. У нас его традиционно отмечают в Бурятии, а ещё в Забайкальском крае, Иркутской области, Тыве и Калмыкии.
Сагаалган - время, чтобы прощать обиды, забывать неприятности и готовиться к чему-то доброму. В ожидании торжества все наводят чистоту и порядок в доме, готовят традиционные белые кушанья - из молока, муки, чтобы угостить ими родных и друзей. В ночь новолуния разводят костры, в которых сжигают старые вещи, символически прощаясь с прошлым.
Обязательный обряд в Сагаалган - приветствие. Сложный ритуал, сопровождаемый специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Так, монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца традиционно делают следующее: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладёт на них свои руки ладонями вниз. Получается, что младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте - и уважение, и обещание помочь в случае необходимости. Значение ритуала настолько велико, что некоторые люди, встретившись в праздник, могут потом не здороваться целый год, аргументируя тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.
Буддистское духовенство встречает Сагаалган в дацанах (монастырях), совершая по этому случаю специальный многодневный молебен - Монлам Ченмо. Он длится 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти.
Кстати, до революции 1917 года в России насчитывалось 35 дацанов, но ни одного никогда не было в Москве. Этот исторический пробел сейчас восполняют - на Поклонной горе минувшей осенью состоялось освящение участка земли, а затем прошла церемония закладки памятного камня на месте, где будет построен мемориальный буддийский храм.
15 чудес Будды
- 1-й день
Будда воткнул в землю зубочистку, и из неё выросло огромное дерево, которое своими ветвями закрыло весь небосвод, заслонило солнце и луну. - 2-й день
По обеим сторонам от себя Будда воздвиг высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую руку паслись животные. - 3-й день
Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро, посреди которого выросло множество чудесных лотосов. - 4-й день
По воле Будды из вод озера раздался голос, который начал рассказывать о священном учении. - 5-й день
Будда улыбнулся и испустил из своих уст золотой луч, который озарил этот мир и ещё тысячу миров. Все, на кого пал этот свет, стали благословенными. - 6-й день
Будда сделал так, что мысли всех присутствующих - как добрые, так и дурные - стали ясны всем вокруг. - 7-й день
Будда предстал перед учениками в окружении царей и властителей всего мира. Они вместе со своими приближёнными воздавали ему хвалу и почести. - 8-й день
Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сиденья лжеучителей, а ужасающее божество Ваджрапани прогнало их. После этого у Будды стало ещё больше сторонников. - 9-й день
Будда предстал перед собравшимися выросшим до небес, проповедуя священное учение обитателям всех миров. - 10-й день
Будда стал видимым одновременно во всех царствах материального мира. - 11-й день
Тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. - 12-й день
Из тела Будды вышел золотой луч, осветивший царства трёх тысяч миров. Все, кого коснулся этот свет, прониклись его учением. - 13-й день
Из пупка Будды вышли два луча, на конце каждого выросло по лотосу, из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды, а из них - снова лучи и лотосы. И так до бесконечности. - 14-й день
Будда произвёл своей волей огромную колесницу. А затем ещё множество колесниц и в каждой - по одному отражению себя. Их сияние наполнило светом все миры. - 15-й день
Все сосуды в городе наполнились удивительными яствами, насытившись которыми, все обрели телесный и душевный покой. Затем по велению Будды земля разверзлась, и все увидели страдания тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение.
СтоЛИЧНОСТЬ № 2 (63), 24 февраля 2015
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»