Кровь за кровь: как прекратить кровную месть на Кавказе?

   
   

Вспомним только Сулима Ямадаева, бывшего командира батальона «Восток», который якобы пытался объявить президенту Чечни кровную месть по телефону. Или инициативу президента Ингушетии Юнус-Бек Евкурова, который пригласил старейшин враждующих фамилий и предложил им помириться.

«Мы теперь враги»

Хизри Ч. из Чечни эту историю услышал от своего деда: «Когда дядя моего деда в ссоре убил соседа, семья убитого после похорон прислала к нам старейшин своего рода. Мы знали, что они придут, но ничего ужаснее этого стука в калитку и слов одного из визитёров мой дед до сих пор не помнит: «Берегитесь, мы теперь ваши враги». Самый старший в нашей семье лишь сказал, что никто, кроме одного, не виноват, и просил, кроме убийцы, никого не преследовать. Убийца ушёл из дома, и больше его никто никогда не видел. Соседи были люди благородные и действительно не тронули никого. Но мы уже 70 лет считаемся кровниками».

Сын Тухана Э. из Чечни погиб от рук своего друга. «Как бы мне ни было больно от потери сына, я не спешил объявлять кровную месть, - говорит Тухан. - И сделал это, когда понял, что убийца моего ребёнка не сожалел о том, что лишил его жизни. После объявления кровной мести прошёл год, прежде чем мой младший сын отомстил за смерть своего брата».

В этих кровных спорах нет места законам официальным. Даже в советское время ни суд, ни тюрьма не спасали убийцу от преследования. Если виновника найти не удаётся, то мстят его родственникам. Если мужчин не осталось, право на месть переходит к женщине, ближайшей родственнице - жене, сестре, дочери.

И Бог простит

Кровопролитие можно прекратить, если убийца раскаивается и нашлись опытные переговорщики. Маулдин Салгереев, член совета старейшин - примирителей кровников, рассказывает: «Сам акт примирения выглядит так: в назначенный день родственники с виновной стороны в трауре идут в дом родственников убитого. Виновник, отпустивший бороду в знак скорби и сожаления о содеянном, прячется под плащом. Встреча сторон начинается с чтения молитв. Если извинения приняты и кровник прощён, то ближайший родственник убитого должен обрить лицо и голову виновника. Это символ прощения для него. Ведь мир лучше, чем война. Если люди будут прощать друг друга, то и Бог их простит. После прощения на виновнике лежит обязанность помогать в дальнейшем семье убитого».

Вплоть до середины XIX  в. обычай примирения был жёстче и унизительнее. Все мужчины рода со стороны убийцы, включая старейшин, должны были встать на колени и ползти к дому убитого.

В Чечне и Ингушетии сотни семей живут в состоянии кровной мести. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии случаи мести единичны, но бывают. А, например, в Северной Осетии убийств на почве кровной мести не было примерно с конца XIX в., но каждый знает и помнит про этот обычай. «Кровная месть - это своего рода сдерживающий фактор», - говорит Маулдин Салгереев. Его слова подтверждает Руслан Бзаров, доктор исторических наук: «Это обычай, который компенсирует отсутствие институтов государственной власти. Преступник должен быть наказан, и наказание должно быть неотвратимым - таков его главный постулат. Всегда ли государство может это обеспечить, особенно на Кавказе?»

Смотрите также: