Одним из главных событий 2010 года стало извержение вулкана Эйяфьятлаёкюдль в Исландии, из-за которого было парализовано практически всё авиасообщение в Европе. В течение нескольких суток вулкан выбрасывал в верхние слои атмосферы (до высоты 10,6 км) мелкие частицы вулканического стекла (кварца), которые могли привести к потере мощности, остановке или даже разрушению авиационных двигателей. В связи с этим полёты в большинстве стран Евросоюза были приостановлены, а для тысяч пассажиров временным пристанищем стали залы ожидания и гостиницы. АиФ.ru узнал у экспертов, возможно ли повторение этой ситуации.
Хроника Баурдарбунги
Вулкан Баурдарбунга находится в районе Нордюрланд-Эйстра на юго-востоке Исландии. Его высота составляет 2009 метров (это вторая по высоте вершина Исландии после пика Хваннадальсхнукюр). Вершину вулкана покрывает ледник. Активность Баурдарбунги была замечена исландскими учёными ещё 7 лет назад. Она усилилась в мае 2014 года, а в августе уровень опасности извержения был увеличен до оранжевого, составив 4 балла из 5 возможных.
23 августа в 14:10 по местному времени произошло небольшое извержение, а уровень опасности был повышен до «красного», составив 5 из 5 возможных. Учёные поясняют: извержение происходит на глубине 400 метров под землёй, но если магма достигнет поверхности ледника, то в течение 20 часов она может вырваться на поверхность. Однако этого не произошло.
В воскресенье было зафиксировано землетрясение магнитудой 5,3 балла, одно из самых сильных в этой местности с 1996 года, но уровень опасности вновь был понижен до оранжевого. Впрочем, учёные не исключают возможности извержения: в данный момент приборы фиксируют до 1,3 тысяч подземных толчков в сутки. В связи с этим власти Исландии закрыли воздушное пространство страны. Небо над другими странами Евросоюза остаётся открытым, но специалисты не исключают возможности повторения ситуации 2010 года.
Возможные последствия
«Извержение вулкана Баурдарбунга в Исландии действительно может отразиться на авиаперевозках. Все мы помним 2010 год, который запомнился транспортным коллапсом, связанным с другим вулканом Исландии, в результате активности которого было закрыто практически всё небо над Европой, за исключением разве что южной её части. Однако прогнозировать, повторится ли эта ситуация в 2014 году, невозможно. Всё зависит от мощности извержения, розы ветров. В общем, от тех вещей, которые никто не сможет предсказать», — Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт». Роста цен на билеты, по мнению эксперта, не произойдёт. Однако сама возможность ожидания своего рейса в течение нескольких суток пугает пассажиров не меньше, чем необходимость дополнительных трат.
Паника или необходимость?
Запрет на полёты вызвал много споров в авиационных кругах. География распространения вредоносных для двигателя частиц определялась при помощи компьютерной программы, научную ценность которой многие эксперты ставили под сомнение. Однако нужно подчеркнуть, что споры шли вокруг того, нужно ли запрещать полёты над территорией всей Европы, а не только лишь конкретно над извергающимся вулканом, и связано это с происшествием, которое только чудом обошлось без человеческих жертв.
24 июля 1982 года Boeing-747-236B авиакомпании British Airways ночью попал в облако вулканического пепла от внезапно начавшегося извергаться вулкана Галунггунг, после чего у него один за другим заглохли все четыре двигателя. Экипаж смог совершить экстренную посадку в аэропорту Джакарты, при которой никто из пассажиров не пострадал. После этого было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что частицы кварца, попав в двигатель, могут повредить лопатки турбины, что в свою очередь приводит к его остановке.
Политика компаний и решение капитана
После злополучного случая информация об извержениях вулканов стала передаваться авиационным службам, которые, в свою очередь, принимали решение о запрете полётов. Однако массовых прекращений полётов, подобных тем, которые произошли в 2010 году, не было до этого никогда. «Извержения вулканов далеко не всегда автоматически приводят к запрету полётов в регионе. Например, на Сицилии нередко происходят извержения, но при этом аэропорты закрываются далеко не всегда», — рассказал Александр Морозов, заместитель генерального директора компании «Випсервис».
Дело в том, что каждое конкретное извержение имеет свои особенности, и в том числе это касается интенсивности, количества выбросов в атмосферу. Эти данные специальная комиссия передаёт в авиакомпанию, которая разрешает или запрещает полёты, а нередко это решение принимает капитан воздушного судна незадолго до вылета.
Исландский пепел над Россией
На российских авиакомпаниях гипотетическое извержение Баурдарбунга отразится так же, как и на европейских. «Всё зависит от того, в какую сторону пойдёт облако пепла, какого оно будет размера и сколько будет продолжаться извержение. Основываясь на этих данных, можно будет определять пути облеёа и, соответственно, убытки», — считает Александр Морозов.
По подсчётам Международной ассоциации воздушного транспорта, потери авиакомпаний от отмены рейсов в 2010 году составляли не менее 200 млн долларов в день. Но, кроме финансовых потерь, транспортный кризис показал, насколько западный мир зависим от авиаперевозок и насколько болезненными могут быть задержки рейсов, пусть и лишь на несколько суток.