Надо ли переименовывать станцию «Войковская»? Мнения экспертов

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

В прошлом номере вы писали о спорах вокруг станции «Войковская» - переименовывать или нет. Мне это название не мешает. 

   
   

К тому же мнение историка о том, что Войков может быть и непричастным к убийству царской семьи, а только хотел «примазаться» к этому делу, чести ему, конечно, не делает, но разве спускать всех собак на человека правильно?

Е. Жоркин 

Какая история не в чести?

«Уже давно доказано, что такое собой представлял Пётр Лазаревич Войков, - считает Никита Брусиловский, историк-архивист, москвовед. - Известен он был как сторонник терроризма, как сторонник партии большевиков, как участник нескольких покушений».

«Нам говорят, что это наша история, - комментирует позицию противников переименования Юрий Бондаренко, президент фонда «Возвращение». - Дурацкий аргумент. С таким же успехом можно сказать, что Гитлер - наша история, Чингисхан - наша история. В честь истории как таковой не называют. Если уж давать названия объектам топонимии, то в честь людей, действия которых не вызывают отторжения. Это может быть Пушкин, Чайковский. Да и вообще называть объекты именами политиков не очень дальновидно, тем более - именами мародёров». 

Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ, категоричен. «Я лично не вижу разницы между Войковым, Басаевым, Ильичём Рамиресом Санчесом и другими деятелями, на чьих руках невинная кровь, чей нынешний удел - вечные муки и чья историческая судьба - бесчестие», - убеждён он. Отчасти согласна с ним и Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы: «Это очень сомнительная личность. Многое из того, что было названо в честь убийц, переименовали, а Войкова почему-то оставили». 

«В Москве не должно быть ни улиц, ни площадей, ни парков, ничего, что называлось бы по фамилиям людей, которые были активными проводниками политики террора и участниками этого террора», - подводит своеобразный итог Арсений Рогинский, историк, правозащитник, руководитель общества «Мемориал».

   
   

Сколько стоит переименовать?

«Я консерватор, как и любой историк, поэтому отношусь без восторга к любым переименованиям, - заявляет Кирилл Андерсон, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. - Тем более что в топонимике Москвы закрепилось - «район Войковский». Что касается самой персоны, то это уже миф. Никто не помнит, чем он был знаменит!»

Леонид Зюганов, член фракции КПРФ в Мосгордуме, «давит» на другую составляющую любой смены вывесок - материальную. «Переименование даже станции метро, а не района повлечёт увеличение расходов, - говорит он. - Необходимо менять таблички, печатать новые схемы метрополитена. Я считаю это нецелесообразным в сложившейся экономической ситуации. Логично было бы не только опрос провести, но и местный референдум в районе Войковский. Пусть даже это тоже лишние траты». 

«Если найти достойное название, то можно и переименовать, - считает москвовед Юрий Егоров. - Однако его нет. На мой взгляд, лучше это решение отложить на более длительный срок, когда произойдёт переоценка роли коммунистов в нашей истории. Пока же это провоцирует общественный конфликт, и любое принятое решение вызовет, с одной стороны, горячее одобрение, с другой - горячее осуждение».

А пока и простые москвичи, и эксперты ждут начала голосования на портале «Активный гражданин».

Читайте также: Где проголосовать по вопросу переименования метро «Войковская»?