Востребованный, но не проданный. Почему «стоят» контракты по SSJ-100?

Первый гражданский самолет России, созданный после распада СССР. С ним связывают большие надежды в авиаотрасли. При этом сегодня в его судьбе, как сообщает ряд федеральных СМИ, не все так гладко, как хотелось бы. И связывают возникшие трудности с именем старшего вице-президента ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Евгением Андрачниковым. В чем именно суть претензий у одному из руководителей важного для России предприятия — в материале АиФ.ru.

   
   

История развития

«Сухой Суперджет» известен сегодня всем. Ведь он представляет собой крупнейший проект авиаотрасли последнего времени. На 1 января 2016 года построен 101 SSJ-100, из которых 76 передан заказчикам. Однако, и это очевидно, самолету требуется массовое производство. Чем больше будет произведено машин, тем дешевле будет производство каждого из них, и тем лучше будет развиваться отрасль.

По данным журналистов ряда федеральных изданий, этот проект обладает существенной государственной поддержкой. Так, например, год назад Владимир Путин распорядился выделить Объединенной авиастроительной корпорации из бюджета страны 100 млрд рублей. Эта сумма требовалась корпорации на проведение докапитализации программы самолета, что по сути своей означало «на продвижение».

Руководство ОАК выделенными ему средствами распорядилось так: часть средств было направлено на реструктуризацию долга ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», который имел серьезные убытки.

Также, по сведениям некоторых официальных СМИ, премьер Медведев поставил перед корпорацией задачу: продавать не менее 30 лайнеров в год. Однако сейчас в этом плане наблюдается спад — в 2015-м продали только 20 самолетов, против 27-ми в 2014-м.

Новые назначения

Падение продаж довольно удивительно, как заявляют журналисты федеральных изданий. Ведь, по оценкам аналитиков, мировой спрос в сегменте, который представляет и SSJ-100, спрос в ближайшие 20 лет будет составлять 2600-2800 машин. А это значит, что у российского лайнера есть все шансы занять свою нишу. Сам по себе самолет получил достаточно высокие оценки. Например, уже эксплуатирующая SSJ-100 мексиканская «Интерджет» на него буквально не нарадуется. И в их парке он совершает достаточно много перелетов, обогнав даже Airbus-321.

Вывод один, говорят журналисты официальных СМИ, — проблема в продавце. Как удалось выяснить изданию, продажами нашего главнейшего проекта занимается старший вице-президент ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Евгений Андрачников. С точки зрения образования и опыта работы — идеальный кандидат на эту должность. Он участвовал в ряде проектов, инициированных как влиятельными бизнесменами, так и некоторыми министерствами страны. За назначение Андрачникова, утверждают федеральные издания, в концерн хлопотали довольно значимые чиновники. И в июле 2014-го он был назначен руководить продажами «Суперджета».

   
   

Как развивались продажи

Назначенец стал практически единолично решать, какому контракту дать дорогу, а какой следует притормозить. Появились агенты-посредники, которые, как говорят журналисты ряда официальных СМИ, были известны только самому Андрачникову. Причем нередко об их существовании становилось известно накануне подписания контракта. Чтобы понимать лучше такие схемы, стоит учитывать цифры, связанные с контрактом. Так, стоимость SSJ-100 около 30 млн долларов, агент получает от 7 до 10%, т.е. в пересчете на деньги 2-3 млн с каждого.

При этом наличие таких посредников серьезно удивляет, пишут в федеральных изданиях. Ведь обычно компаниям такого уровня, как производитель суперджета, не нужны. А здесь они появились, причем далеко не всегда известные широкой публике и рынку. Так, например, из последнего, Андрачников заявил, что интерес к российскому лайнеру проявила вьетнамская компания Vietstar, которая у авиаэкспертов пользуется достаточно дурной славой. СМИ приводят слова одного из экспертов о данной авиакомпании: «Обычная помойка, созданная несколькими бывшими военными». Однако старший вице-президент корпорации настаивал. В итоге во Вьетнам был направлен самолет с группой специалистов на борту — стоимость такого перелета составила около 20 млн рублей: на проживание, топливо и прочие материалы для самолета и т.д. Однако, как выяснилось, «Суперджет» во Вьетнаме не ждали. Он простоял в темном ангаре, куда его поставили сразу после прилета.

Фото: www.globallookpress.com

А сделка с индийцами, как считают некоторые представители федеральных СМИ, и вовсе закончилась скандалом. Хотя для «Сухого» данный рынок считается одним из приоритетных. И снова во главе скандала выступил Андрачников, который в крайне резких тонах провел переговоры с представителями одной из индийских авиакомпаний. Затем он усилил эффект, проигнорировав встречу с потенциальными заказчиками. Что даже вынудило их обратиться к руководству концерна с просьбой «отстранить мистера Андрачникова от работы на данном направлении». Скандал потихоньку сошел на нет, но Индия из списка покупателей пропала.

Журналисты официальных изданий говорят, что таким же образом сорвалась и сделка с болгарской авиакомпанией. Конфуз произошел и с популярной авиакомпанией AirBaltic. После переговоров Андрачников сразу же сообщил журналистам о далеко идущих планах по грядущей сделки. На это крайне негативно отреагировала латвийская сторона, которая сегодня движима антироссийскими настроениями. В итоге, главу иностранного авиаперевозчика уволили, а сделку заморозили.

И таких замороженных контрактов, несмотря на всю перспективность отечественного самолета, немало. При этом сотрудников «Сухого» нередко не отправляли в командировки, объясняя это отсутствием денег. Но в то же время у старшего вице-президента на его перелеты, например, на Кубу находилось даже и 3 млн рублей из бюджета компании, говорят в разных СМИ.

Схожие проблемы возникли и по египетскому направлению. Изначально договаривались о контрактах с крупным авиаперевозчиком Egyptair, как вдруг появился мало кому известный «Египетский досуг». Согласно данным журналистов различных федеральных СМИ, эта авиакомпания долгое время вообще существовала только на бумаге. Китайская сторона тоже имеет претензии к России. И это несмотря на то, что китайцы считаются стратегическим партнером России. Президент концерна ОАК Юрий Слюсарь считает, что потребность китайский перевозчиков в региональных самолетах в ближайшие 20 лет составит 1300 лайнеров. «И мы можем и должны претендовать на занятие 10% этого рынка» — отметил он, ставя задачи своим сотрудникам. В рамках таких перспектив в 2015 году компания-производитель самолета, Российско-китайский инвестиционный фонд, Комитет по управлению Новой области Сисянь и китайская New Century International Leasing договорились и подписали необходимое соглашение о создании лизинговой компании для организации продаж SSJ-100 в Китае и Юго-Восточной Азии. За три года китайцы должны были приобрести около 100 самолетов общей стоимостью 3 млрд долларов. Анонс грандиозной сделки, пишут в ряде федеральных СМИ, был 8 мая 2015 года. Присутствовали и президенты обоих государств. Однако до сих пор никакой лизинговой компании создано не было. И как будет дальше развиваться судьба данного проекта пока непонятно.