Кому пассажиров?
Как пояснили в госучреждении «Организатор перевозок» (именно его сотрудники выявляют нарушителей в сфере общественного транспорта), в начале июня пришлось «арестовать» три автобуса компании «Экспресс-Тори», которую недобрым словом поминали пассажиры маршрутов 270м, 272м и 281м. Фирма игнорировала не только соблюдение расписания (мол, поедем, когда будет много народа в салоне), но и выписанные за это штрафы. Сейчас долгами частника на 3 млн руб. (за 31 нарушение) занимается Федеральная служба судебных приставов.
Но ловить за руку ловкачей поодиночке — долго и хлопотно. Чтобы коммерсанты вообще не могли завышать цены, дублировать выгодные направления и нанимать горе-шофёров, город решил заключать долгосрочные контракты только с самыми ответственными компаниями — в ближайшие 5 лет частные перевозчики должны «принять на борт» около 1,5 млрд пассажиров. Аукционы (в результате которых 211 маршрутов в 9 округах возьмут на себя негосударственные водители) уже проводятся. Так, на прошлой неделе «с молотка» ушли сразу 14 маршрутов на северо-западе столицы. На дорогах новые транспортные подрядчики появятся с октября по декабрь текущего года, то есть к Новому году весь без исключения наземный транспорт мегаполиса станет ездить по единым правилам.
Выиграл? Работай!
Но где гарантия, что победители аукционов не начнут «косячить»? Ответ прост: метод кнута и пряника очень мотивирует на хорошую работу.
А ещё все коммерсанты окажутся под постоянным наблюдением. Видеокамеры (от 6 до 11 штук в зависимости от вместимости машины) должны буквально облепить маршрутку со всех сторон. Их разместят и над водительским сиденьем, и в салоне, и снаружи машины. Причём устанавливать их будут так, чтобы водитель или его начальство не могли залепить глазок, «отретушировать» картинку в случае ДТП или другого нарушения закона. Что перевозчики обязаны сделать ещё, чтобы работать на город? Покрасить транспорт в синий цвет, оснастить его кондиционерами (сейчас они есть только в 20% маршруток), датчиками дыма (и тревожной кнопкой около водителя), а также системой ГЛОНАСС. Вопрос с оплатой уже решён: все льготники смогут пользоваться своими привилегиями. А благодаря переходу на систему общегородских билетов («Тройка», ТАТ, «90 минут», «Единый») цена проезда на многих маршрутах снизится — примерно на 30% против нынешних расценок.
Трамвай, где ты?
Получается, что самыми строгими контролёрами новых перевозчиков станут сами пассажиры. Как? Перестанут жаловаться родным на лихачество водителя или грязный салон, а начнут сообщать обо всех нарушениях на «горячую линию» Департамента транспорта по тел. 8 (495) 539-54-54 или на портал «Наш город».
Кстати, туда же можно жаловаться и на плохую работу муниципального транспорта. Хотя надо признать, что причин для недовольства совсем немного. Да, у водителей обычно можно купить только дорогой одноразовый билет (за 50 руб.), зато посадка теперь занимает намного меньше времени. Информационные табло, показывающие время прибытия ближайших машин, приняты москвичами на ура (недовольны жители только тех районов, где такой новинки ещё нет).
Кстати, на мобильный телефон достаточно скачать интернет-приложение «Транспорт». И тогда вы, стоя на любой остановке города, будете точно знать, когда приедет нужный вам номер.
«Комфортная информационная среда для пассажира — одна из составляющих рецепта, — уверен Михаил Блинкин, ординарный профессор Высшей школы экономики. — Во всех российских городах необходима самая жёсткая транспортная политика: максимальное внимание общественному транспорту и антистимулирование автомобильных поездок».
На самом деле москвичи уже не воспринимают предложение отказаться от поездок по городу на автомобиле как личное оскорбление. Особенно если машину могут заменить быстрые автобусы, связывающие отдалённые районы с центром. «В мае прошлого года полуэкспрессными маршрутами пользовались 73 тысячи пассажиров в день, сегодня этот показатель превышает 100 тысяч человек», — говорит Евгений Михайлов, гендиректор «Мосгортранса». Может, и вам пора подобрать новый путь проезда до работы и обратно?