Без комплексной интеграции всех транспортных систем не может развиваться ни один мегаполис мира. Доказано мировой практикой, путём многочисленных проб и ошибок. В столице интеграция уже идёт, более того, она касается не только Москвы, но и Подмосковья.
Фундамент на десятилетия
Транспортный каркас, который создаётся в Москве, отвечает сразу за несколько направлений. Одни из них связаны с текущими задачами — чтобы прямо сейчас передвижения по городу не вызывали затруднений ни у водителей, ни у пассажиров. Другие направления решают задачи более отдалённые, но не менее актуальные. Ведь от грамотного и максимально честного прогнозирования зависит, каким будет трафик и связность районов через 3—5—10 лет. Современные технологии (конечно, в руках специалистов) позволяют просчитать возможные риски, найти оптимальные решения проблем, даже если мы говорим не о сегодняшнем дне, а о годах и десятилетиях. Поэтому так важно создать хороший «каркас», на который постепенно можно добавлять магистрали, ТПУ, новые виды общественного транспорта. Это как с домом: без надёжного фундамента никакая умная технологическая начинка не важна. Есть долговечный фундамент? Смело планируем изменения и надстройки.
А теперь представьте, что каждый такой сложнейший проект надо увязать с задачами других московских строек да ещё помнить про объекты, запланированные на следующие годы. Без общей стратегии не обойтись.
От «Шереметьево» до Савёловского — за 20 минут
Строительство хордовой системы из ЮВХ, СЗАО, СВХ и Южной рокады — важнейший дорожный проект столицы на ближайшие несколько лет. Вот как оценивают эксперты пользу от уже действующих участков и эффективность проекта после его полного запуска.
На вопрос, была ли альтернатива таким быстрым магистралям, которые прокладываются долго и требуют огромных капиталовложений, есть только один ответ — «нет». Ведь мы говорим не о чистом поле, а о многовековом городе, у которого есть давние транспортные «болячки», исторически сложившиеся узкие места и колоссальная застройка.
Хорды, конечно, в безусловном приоритете у столичных строителей, но будут реализованы и другие важные проекты. Благодаря адресно-инвестиционной программе в 2021–2023 гг. появятся 270 км дорог, 89 искусственных сооружений, будет реконструировано 5 развязок на МКАД. А ещё поедут крупные магистрали транспортного каркаса Новой Москвы. Плюс продолжает расти ЦКАД — ещё один мегапроект для Московского региона.
Плюсы для пешеходов
Почему транспортный каркас полезен даже тем, у кого нет машины?
Следующая станция — в моём районе
К 2025 г. 90% москвичей будут жить в пешей доступности от метро. Как справиться с этой задачей?
Что касается будущих радиальных веток, то особо стоит отметить две. Во-первых, уже утверждена трассировка Рублёво-Архангельской линии (см. карту). Тоннели и 9 станций на ней начнут активно строить после 2022 г., сейчас ведутся предпроектные работы. Кстати, на двух станциях этой ветки можно будет сделать пересадку — это «Строгино» (переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии) и «Шелепиха» (переход на одноимённую станцию БКЛ).
И второй будущий маршрут метро — это Бирюлёвская линия, чья трассировка тоже готова. В следующем году строители обещают назвать примерные сроки появления 10 станций на юге столицы.
Пересадка пройдёт успешно
33 транспортно-пересадочных узла появятся в городе в ближайшие 3 года. Организация новых маршрутов и модернизация транспортных систем считается одним из самых перспективных направлений.
По экспертным расчётам, если накрыть мегаполис частой сетью полноценных ТПУ (с сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками), загруженность дорожной сети снизится на 7%. Именно поэтому так важны продуманная навигация, синхронизированные расписания, единое тарифное и билетное меню.
Например, открывшимся в конце октября ТПУ «Щёлковский» пользуются 150 тыс. пассажиров в день, сейчас строятся узлы «Рязанская», «Павелецкий», «Сити», «Электрозаводская». Каждый из них важен, потому что потоки пассажиров станут более упорядоченными.
В последние годы город предлагает жителям всё больше видов транспорта и вариантов маршрутов. По данным исследовательского подразделения Deutsche Bank, Москва входит в десятку городов мира с самым доступным по стоимости поездок такси. Парк «шашечек» у нас тоже молодой благодаря субсидиям от столичного правительства (с 2012 г. выдано 0,9 млрд руб.). Каршеринг пользуется популярностью у водителей (в частности, им не нужно платить за парковку) и интересен инвесторам.
С 2013 г. действует система проката «Велобайк» (650 станций велопроката в 88 районах). Из спортивного хобби велотранспорт превращается в популярный способ передвижения. Ещё 5 лет назад мало кто верил, что Москва с её миллионами машин сможет создать условия для передвижения по городу на двух колёсах. Но 20 млн уже совершённых поездок (и это только через прокат) говорят сами за себя. Более того, набирает обороты и прокат электросамокатов.
Меняется на глазах и традиционный транспорт. Ночных маршрутов, идущих из центра до самых окраин, уже 17, трамвайный парк за последние 10 лет обновился на 70%. Кстати, этой осенью московский трамвай выиграл международную премию Global Light Rail Awards в номинации «Самая развивающаяся система». Для того чтобы горожане стали действительно мобильными, и создаётся транспортный каркас столицы.
Новая жизнь железной дороги
23 ноября открылась платформа Ховрино-2, которая войдёт в состав МЦД-3. Как растут московские диаметры и каких ещё «открытий» ждать до Нового года?
«Мы открыли Ховрино — первую новую станцию, построенную на будущей линии МЦД-3, которая свяжет Зеленоград с подмосковным городом Раменское, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Новая станция стала частью большого транспортно-пересадочного узла, объединившего железную дорогу, Замоскворецкую линию метро и междугородный автовокзал „Северные ворота“. Помимо того что это обычный элемент железнодорожной инфраструктуры, в будущем здесь будут останавливаться высокоскоростные поезда, следующие в Санкт-Петербург. Кроме того, она будет привлекательной для автомобилистов, пользующихся платной дорогой на Санкт-Петербург и Северо-Восточной хордой». Платформой будут пользоваться до 15 тыс. пассажиров в сутки, а к 2030 г. — до 25 тыс. Это жители Ховрина и Западного Дегунина, Зеленограда, Химок, пассажиры аэропорта «Шереметьево» (для них это первая станция при въезде в город, где можно пересесть на метро). Кстати, старую платформу Ховрино, до которой от построенного ТПУ полчаса пешком, не закрыли. Она переименована в Грачёвскую (это название отсылает к ближайшим соседям — Грачёвскому парку и усадьбе Грачёвка) и продолжает работать.
Всего на 5 диаметрах МЦД предстоит благоустроить, реконструировать или построить заново больше сотни станций. По словам мэра, эти планы остаются в силе: «Мы начали эту работу в 2018–2019 гг. И даже в острый период пандемии она не останавливалась ни на одну минуту».
Если говорить о ж/д маршрутах целиком, то до конца 2024-го планируется запуск диаметров: «Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный» и «Пушкино — Домодедово». Общая протяжённость всех диаметров составит 375 км со 186 станциями. Они будут связаны со станциями метро и МЦК. Круг из 31 станции на месте бывшего «ржавого пояса» мы уже воспринимаем как данность, хотя МЦК построили совсем недавно — в 2016 г.