«Спасибо стюардессам, они спасли». Как погиб лайнер в Шереметьево

© / Nadezhda Polomoshnova / Reuters

Пламя буквально пожирает самолет, от которого в ужасе убегают люди, — эти кадры, снятые в аэропорту Шереметьево вечером 5 мая 2019 года, обошли все мировые СМИ.

   
   

Аварийная ситуация

Самолёт Sukhoi Superjet 100-95 с бортовым номером RA-89098 совершал регулярный рейс SU1492 Москва — Мурманск. Около 18:00 лайнер вылетел из Шереметьево, однако вскоре на борту начались проблемы. Примерно через восемь минут после взлета самолетный радиолокационный ответчик выдал код 7600 («потеря связи»), а в 18:25 код был заменен на 7700 («аварийная или другая нештатная ситуация»).

В 18:30 самолет совершил аварийную посадку в аэропорту вылета. Sukhoi Superjet загорелся. По данным МЧС, с открытым огнем удалось справиться к 18:48 мск. К моменту, когда огонь был потушен, от самолета осталась лишь носовая часть, все остальное выгорело.

«Эвакуация пассажиров заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд»

В течение нескольких часов не было ясно, как сложилась судьба людей, находившихся на борту. Видеокадры позволяли сделать вывод, что многим удалось эвакуироваться.

Первые сообщения были достаточно оптимистичными: все живы, пострадало шесть человек. Затем число пострадавших увеличилось до 10.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов в эфире телеканала «Россия 24» заявил: «Эвакуация пассажиров заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд».

   
   

Аварийно-спасательные работы на месте катастрофы были завершены к 23:00. К этому моменту уже появились данные о жертвах. Сначала речь шла об одном погибшем, затем — о 13, включая двоих детей.

«На борту находилось 78 человек. Из них выжило 37»

Примерно за полчаса до полуночи официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко сообщила журналистам: «На борту авиалайнера, следовавшего рейсом Москва — Мурманск, находилось 78 человек, включая членов экипажа. По уточненным данным, которыми располагает следствие к настоящему моменту, из них выжило 37 человек».

Через час представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Елена Марковская заявила: «41 человек погиб».

Власти Мурманской области объявили в регионе трехдневный траур. Врио губернатора Андрей Чибис сообщил, что семьи погибших в авиакатастрофе получат по 1 млн рублей, раненые — по 500 тысяч рублей.

«Аэрофлот» выразил соболезнования, СКР ведет расследование

«Аэрофлот соболезнует родным и близким погибших и пострадавших в катастрофе рейса SU1492 Москва — Мурманск. Экипаж воздушного судна сделал все для спасения пассажиров и оказания срочной помощи пострадавшим. К сожалению, всех спасти не удалось. Все наши мысли и сердца сейчас с теми, кто понес невосполнимую утрату. Мы скорбим вместе с вами», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте авиакомпании.

Следственными органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России по факту аварийной посадки пассажирского самолета в столичном аэропорту Шереметьево возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

По решению председателя СК России Александра Бастрыкина расследование уголовного дела принято к производству Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации. Следователи приступили к допросам пострадавших, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Также будет изучена необходимая техническая документация.

«Я выталкивала ногой дверь и толкала пассажиров. Прямо каждого за воротник»

Сгоревший авиалайнер совершил первый полёт 21 июня 2017 года. В сентябре 2017 года передан в авиакомпанию «Аэрофлот». Последнюю проверку прошёл в апреле 2019 года.

По предварительным данным, в катастрофе выжили четверо из пяти членов экипажа. Выжившие пассажиры благодарят за свое спасение бортпроводников. «Я благодарен Богу, что случилось все именно так. Спасибо стюардессам, они спасли меня. Девочки стояли рядом. Помещение, где был газ и темно, самая высокая температура, они оттуда помогали выбраться людям, помогали спуститься на трап», — заявил журналистам Дмитрий Хлебников, находившийся на борту потерпевшего катастрофу авиалайнера.

Интернет-проект Baza приводит слова бортпроводницы Татьяны Касаткиной: «Когда самолет остановился, эвакуация началась сразу же. Был виден пожар. Все орали, что мы горим. Но внутри самолета пламени не было. Это уже потом пассажиры рассказали, что от жара плавились иллюминаторы. Я уже никого не видела... Я выталкивала ногой дверь и толкала пассажиров. Чтобы они не задерживались на эвакуации. Прямо каждого за воротник».

«Возгорание случилось после приземления. Баки были полные»

Больше всего вопросов у следователей, по крайней мере, в первые часы после катастрофы, было к летчикам: командиру Денису Евдокимову и пилоту Максиму Кузнецову. Только они обладают самой полной информацией о том, что случилось в полете.

По сообщению «Аэрофлота», командир воздушного судна на Superjet-100 провел 1400 часов, а общий его налет составляет 6800 часов. Baza приводит слова Дениса Евдокимова: «Взлет был в 18:02. Не было радиосвязи, удалось ее восстановить через аварийную частоту. Она была кратковременной и прерывистой. Диспетчеры нам оказали помощь, задавали курсы для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости к моменту касания... После полной остановки объявили аварийную эвакуацию... Пожар у нас начался после посадки. В воздухе у нас не было пожара. Из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим, режим прямого управления. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю. Скорости было достаточно, к полосе подходили согласно процедуре. Возгорание случилось после приземления. Баки были полные».

Эффект «козления»

Рассказ командира подтверждают видеозаписи посадки, появившиеся в интернете. На них видно, что самолет касается земли, резко подпрыгивает, и после второго касания его хвостовую часть охватывает пламя. Когда лайнер останавливался, его уже охватил огонь.

О том, что пожар начался после второго удара о землю, говорят и выжившие пассажиры. В авиации существует термин «козление» (или просто «козел»). Он обозначает отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке. «Козление» может быть вызвано как особенностями самого самолета, так и недостаточной подготовленностью экипажа. Одним из факторов, способствующих «козлению», является отказ системы автоматического управления (САУ) — то, с чем, по предварительным данным, и столкнулся экипаж рейса Москва — Мурманск.

Для обвинений и наград еще будет время

Первые часы после катастрофы «взорвали» соцсети. Не только простые граждане, но и депутаты Госдумы, члены комиссий при президенте РФ разразились постами, в которых уже определяют и героев, и виновных. Одни предлагают немедленно запретить эксплуатацию лайнеров подобного типа, другие требуют срочно представить экипаж к правительственным наградам.

Но, объективно говоря, говорить о наказаниях и награждениях пока слишком рано. Случилась большая беда, погибли люди. Пока важнее всего отдать последний долг погибшим и помочь тем, кто остался жив. Для всего остального еще будет время.