Всего в России 1 287 самолетов (включая грузовые, частные и госавиацию). Из них на 20 апреля 2022 года в российском реестре зарегистрировано 1111 судов. Об этом сообщает Ассоциация туроператоров (АТОР) со ссылкой на данные Минтранса, указанные в программе развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года.
Какие самолеты есть в российском авиапарке?
Из общего количества самолетов (1 287) — только 1 101 пассажирских, включая 801 борт «основной авиации». Остальные — это грузовые самолеты (84), бизнес-джеты (42), а также 60 самолетов (предположительно) госавиации — они обозначены как «фактически не участвующие в коммерческих перевозках», отмечает АТОР.
Сколько в российском авиапарке самолетов зарубежного производства?
По данным Минтранса РФ, доля самолетов зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских самолетов составляет 67,1%.
При этом не стоит забывать, что в марте 2022 года из 801 самолета «основной пассажирской авиации» 78 бортов иностранного производства были арестованы за границей из-за санкций. В Россию они вряд ли вернутся. Это означает, что сейчас в большой авиации не 801, а только 723 самолета.
«Самолетов российского производства — 157 из 723 или 21,7%. Но этих 157 86% или 136 — это «Сухой Суперджет» (SSJ-100). А это, увы, означает, что и «российская» часть авиапарка очень сильно зависит от поставок иностранных комплектующих», — пишет АТОР.
Указывается также, что российскими авиакомпаниями более 700 самолетов (включая грузовые) получено в лизинг от иностранных лизингодателей.
Напомним, из-за санкций зарубежные лизингодатели не только отзывают свои воздушные суда из России, но и отменяют поставки новой техники и отказываются обслуживать и поставлять комплектующие для бортов, зарубежного производства.
Какой средний возраст авиапарка в России?
По сведениям Минтранса, средний возраст пассажирских самолетов коммерческих авиакомпаний составляет около 10,5 лет, в том числе по наиболее массовым типам воздушных судов:
- Airbus 321nэо/320neо — 1,9 лет;
- Airbus 321/320 — 11 лет;
- Airbus 319 — 17,2 лет;
- Boeing 767-200 — 20,5 лет;
- Boeing 757-200 — 23 года;
- Boeing 737-800/900 — 9,8 лет;
- Boeing 737-700/500/400/300 — 22,2 года;
- Sukhoi Superjet 100 — 4,3 года;
- Як-42 — 28,3 года.
Как выглядит стратегия развития авиаотрасли до 2030 года?
По информации «Коммерсанта», проект комплексной программы развития авиатранспортной отрасли предполагает до 2030 года пополнить авиапарк на 1 тысячу самолетов российского производства.
Также отмечается, что в стратегии два сценария — базовый и дополнительный (пессимистический). В первом предполагается, что участники рынка найдут некие каналы пополнения запасов комплектующих и расходных материалов. Во втором — ожидания, что если пополнить запас запчастей не удастся, то, учитывая проблемы с обслуживанием иностранных самолетов, их парк «интенсивно сокращается, и в дальнейшем его разборка обеспечивает летную годность остающегося в эксплуатации авиапарка».
«К 2030 году парк должен вырасти до 1602 самолетов (208 иностранных) за счет ускоренного выпуска отечественных машин. Пессимистический прогноз предполагает, что иностранные самолеты будут выбывать быстрее, поэтому в нем заложено 870 самолетов к 2025 году (из них 298 иностранных) и 1556 самолетов к 2030 году», — пишет издание.
Планируется, что до 2030 года на развитие авиаотрасли будет направлено порядка 627 млрд рублей, из которых 100 млрд рублей пойдет на поддержку пассажиропотока, 32 млрд рублей — на закупку авиатренажеров и воздушных судов для учебных центров, 29,3 млрд руб.— субсидии на перевозки в ДФО.
Сколько в России аэропортов и перевозчиков?
В России 260 действующих аэропортов и посадочных площадок, через которые осуществляются авиаперевозки. Сертификаты эксплуатанта коммерческой гражданской авиации выданы 110 авиакомпаниям, отмечает АТОР.
За 2021 год все авиакомпании России, по статистике Минтранса, перевезли 111 млн пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн, а на внутренних воздушных линиях — 87,5 млн пассажиров.
По сведениям «Коммерсанта», согласно стратегии развития отрасли до 2030 года, прогноз пассажиропотока выглядит следующим образом:
- на 2022 год — 100 млн пассажиров в год;
- в 2025 году — 76,3 млн пассажиров в год (по базовому сценарию) и 58,2 млн пассажиров (по пессимистическому);
- к 2030 году — 92,2 млн пассажиров в год (по базовому сценарию) и 85,7 млн (по пессимистическому).
Источники: atorus.ru/, kommersant.ru/