Пора сказать: «Поехали!» Как будет устроен Крымский мост?

Вид на Крымский мост со смотровой площадки на таманском берегу. © / Александр Власенко / АиФ

Правильный подход

Это первый пресс-тур, который начался вдалеке от основной стройки, идущей в месте слияния Азовского и Чёрного морей. Общий сбор участников назначили на участке федеральной трассы А-290 на Таманском полуострове. Там находится съезд на дорогу, которой ещё недавно не было ни на одной карте. Это сорокакилометровый автодорожный подход к Крымскому мосту, являющийся составной частью всего проекта. Он позволяет добраться до начала транспортного перехода, минуя станицу Тамань. Строители обещают, что новая трасса будет готова принять машины к моменту досрочного открытия Крымского моста. Хотя после этого события работы здесь ещё не закончатся. 

   
   

«На первом этапе, в мае 2018 года, будет открыто движение по основному ходу автодорожного подхода к Крымскому мосту без учёта пяти транспортных развязок, но с возможностью разворота на тридцать четвертом километре, — рассказал журналистам начальник отдела капитального строительства управления федеральных автомобильных дорог „Черноморье“ Евгений Михалко. — Готовность основного хода сейчас 96 процентов. В завершающей стадии обустройство дороги: установка знаков, барьерного ограждения, мачт освещения, шумозащитных экранов, озеленение».

Одна из развязок автодорожного подхода к Крымскому мосту. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Мы делаем остановку на том самом тридцать четвертом километре, где несколько групп рабочих как раз монтируют панели для акустической защиты. Они будут стоять не везде, а только в местах существующей и возможной жилой застройки. 

Следить за безопасностью поможет множество камер наблюдения. А на двадцать шестом километре каждого направления предусмотрены площадки для отдыха и многофункциональные заправочные станции.

Фактически эта дорога, имеющая по две полосы в каждую сторону, уже готова принимать машины. В хорошем качестве полотна журналисты убедились лично: мы проехались по ней в сторону моста. Максимальная разрешенная скорость на этой трассе — 90 километров в час. По ходу движения можно увидеть, как параллельно строится железнодорожный подход к мосту.

Строители монтируют элементы шумозащитного экрана. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Умный» мост

За несколько сотен метров до начала моста в окнах показались большие здания сине-белой расцветки, на месте которых считаные месяцы назад были лишь металлические «скелеты». Это комплекс сооружений, где будут находиться службы эксплуатации. Нас пригласили осмотреть «мозг» всего этого хозяйства: Центральный диспетчерский пункт автоматизированной системы управления дорожным движением. Одна из стен этого помещения — гигантский экран, на который выводится картинка с видеокамер и десятки различных параметров. 

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию моста, нужно постоянно контролировать ряд показателей. Для этого разработано несколько подсистем, позволяющих регулировать движение: вести мониторинг состояния конструкций, следить за безопасностью. Их работу обеспечивают сотни датчиков, собирающих сведения о скорости потока машин, его плотности, погодных условиях и так далее. Вся информация с них сводится воедино и анализируется программой, которая «обучена» предсказывать возникновение проблем и предлагать людям варианты их решения. Последнее слово будет за двумя десятками специалистов Центрального диспетчерского пункта.

   
   
Центральный диспетчерский пункт автоматизированной системы управления дорожным движением Крымского моста. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Программа может спрогнозировать образование гололёда на проезжей части за несколько часов, — говорит начальник управления федеральных автомобильных дорог „Тамань“ Роман Новиков. — В этом случае будут своевременно приняты меры, предусмотренные для борьбы с зимней скользкостью. Также можно разобрать ситуацию, связанную с остановкой транспортного средства на одной полосе, что вызовет затор. В этом случае на табло переменной информации над дорогой появятся указания для водителей: снизить скорость и перестроиться на другую полосу».

По его словам, проектной документацией не предусмотрены условия, при которых Крымский мост может быть полностью перекрыт. Он способен выдержать и сильное землетрясение, и «атаку» ледовых масс, и критические ветровые нагрузки. Если возникнет даже малейшая вероятность опасного развития событий, об этом сразу же сообщит система мониторинга конструкций, которая через датчики следит за изменением их состояния.

В этом месте Крымский мост петляет змейкой. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Последние штрихи

Больше всего журналисты хотят увидеть главную стройку, которая идёт в акватории Керченского пролива. В этот раз мы впервые въехали на Крымский мост именно так, как это предусмотрено проектом, а не через технологический съезд, и проследовали без остановки до самых судоходных арок. Путь до них от таманского берега занял не больше двадцати минут, но это был тот самый случай, когда, наоборот, хочется двигаться медленнее. «Вот это да! Даже не верится! Просто фантастика!» — примерно такие возгласы звучат. Автомобильный мост в Крым действительно готов. И об этом говорят сами строители, хотя обычно они очень осторожны в выражениях. 

В этом месте осталось только нанести дорожную разметку. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Вы сами видите, в каком состоянии находится объект, — прокомментировал заместитель генерального директора ООО „Стройгазмонтаж“ Леонид Рыженькин. — Нам осталось сделать последние штрихи для полной готовности к открытию движения. На мосту стоят уже все опоры освещения, установлена система автоматического управления движением. Буквально вчера мы завершили укладку асфальтобетона на протяжении всех девятнадцати километров, а сейчас заканчивается монтаж барьерных ограждений и нанесение разметки. Автодорожный мост готов на 98 процентов, и во второй половине мая — как раз к курортному сезону — мы будем готовы к открытию движения». 

Промышленные альпинисты на автомобильной арке Крымского моста. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Он напомнил, что, согласно распоряжению Минтранса, весной будет открыто движение только для легковых автомобилей и автобусов, а пустить грузовой транспорт по мосту планируется к концу года. Но это вовсе не потому, что он не готов принять тяжелые грузовики. Дело в оптимизации логистических потоков в пиковый летний сезон. К слову, совсем недавно здесь проходили приёмочные испытания, в которых использовали восемь гружёных самосвалов полной массой в 35 тонн каждый. И эта проверка полностью подтвердила надёжность моста.

Фото: АиФ/ Александр Власенко

Нам посчастливилось стать свидетелями очень символического этапа стройки: промышленные альпинисты как раз заканчивали монтаж архитектурной подсветки на автомобильной арке. Она будет не только подчёркивать красоту всей этой конструкции, но и демонстрировать государственную принадлежность Крымского моста благодаря использованию цветов российского флага.