«Полностью отечественный». В Луховицах собирают опытный Ил-114-300

Сборка Ил-114-300. © / ОАК

Объединенная авиастроительная корпорация приступила к стыковке первых отсеков фюзеляжа опытного самолета Ил-114-300, создаваемого по серийным технологиям. Работы проходят в филиале РСК «МиГ» — на территории Луховицкого авиационного завода им. П. А. Воронина, сообщает «Ростех».

   
   

«Самолет могут принимать аэродромы со слабым техническим оснащением»

Следующим этапом сборки станет стыковка консолей крыла и навеска хвостового оперения. Начало работ запланировано на третий квартал 2020 года. После этого планер переместят на следующую рабочую платформу для установки компонентов систем и двигателей. Всего создано четыре последовательных рабочих платформы. На них будет выполнен весь объем работ по сборке и проверке самолета. Финальным этапом станет передача машины на летно-испытательный комплекс для проведения цикла заводских и сертификационных испытаний.

«Ил-114-300 — полностью отечественный самолет, который является продуктом широкой кооперации авиастроительных предприятий Ростеха во главе с ОАК. Воздушное судно будет оснащено современной цифровой авионикой, мощным российским турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ-01. Самолет по-хорошему неприхотлив, что обеспечивает дополнительную надежность в суровых условиях эксплуатации. Его технические характеристики позволяют использовать короткие взлетно-посадочные полосы, полосы с грунтовым покрытием, арктические ледовые полосы. Самолет могут принимать аэродромы со слабым техническим оснащением. Уверен, Ил-114-300 станет одной из наиболее перспективных моделей в своем классе», — заявил индустриальный директор авиационного комплекса Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков

Советский проект для замены Ан-24

История этого самолета началась около 40 лет назад, когда ОКБ им. Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового (ТВД) пассажирского 60-местного самолёта для местных авиалиний Ил-114. Предложенный проект самолёта Ил-114 рассматривался как замена устаревшему Ан-24, который уже перестал удовлетворять требованиям времени и парк которых стал быстро сокращаться из-за выработки ресурса. Самолёт Ил-114 предназначался для замены (также на ряде местных линий) турбореактивных самолётов Як-40 и Ту-134. 

В 1986 году Совет Министров СССР своим постановлением утвердил разработку нового лайнера.

Опытный самолёт Ил-114 выполнил первый полёт 29 марта 1990 года. Лётные и сертификационные испытания проходили в различных климатических условиях в Ташкенте, Якутске и Архангельске. Самолёт неоднократно демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Тегеране. Серийное производство Ил-114 планировалось наладить на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), где были созданы мощности по выпуску ста самолётов в год.

Однако распад СССР и глубокий экономический кризис повлияли на судьбу Ил-114 негативным образом.

   
   

В общей сложности было выпущено 20 машин, из них 17 — мелкими сериями на заводе в Ташкенте. Но самолет, считавшийся крайне нужным в СССР, теперь оказался фактически невостребованным авиакомпаниями России и постсоветского пространства. На фоне недостатка средств сертификация Ил-114 затянулась на годы, и сертификат соответствия он получил только в 1997 году.

До 2018 года семь самолётов Ил-114-100 эксплуатировались авиакомпанией Uzbekistan Airways, но теперь их коммерческая эксплуатация прекращена. В России два самолета эксплуатировались авиакомпанией «СЗАТК Выборг», которая к настоящему времени прекратила деятельность.

Ил-114-100. Фото: Public Domain

Возрождение

Новый поворот в истории проекта произошел в 2014 году, когда президент России Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России.

Модифицированный проект получил наименование Ил-114-300. Ставка была сделана на создание полностью отечественного самолета, что исключило бы всевозможные проблемы с проектом в условиях экономических санкций.

Новый Ил-114-300 для региональных перевозок создается в кооперации предприятий ОАК: «Авиастар-СП», ВАСО, НАЗ «Сокол», ЛАЗ им. П. А. Воронина. Разработчик самолета — Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина.

Самолет способен перевозить до 68 пассажиров на расстояние до 1,5 тыс. км. Он предназначен для осуществления региональных рейсов и ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Воздушное судно может также использоваться для обеспечения авиационной мобильности населения, в том числе в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. 

В 2019 году генеральный директор российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко в интервью РИА Новости заявил, что на Ил-114-300 уже есть заказчики: «Конечно, есть. Это мировая практика — работать с авиакомпаниями на этапе производства самолетов и даже на этапе его разработки, чтобы учесть требования авиакомпаний».

Шаг за шагом

В сентябре 2019 госпредприятие Красноярского края по обслуживанию региональных авиалиний, базирующееся в красноярском аэропорту «Черемшанка», сообщило о соглашении о намерениях приобрести три самолёта Ил-114-300.

В конце декабря 2019 г. на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова в Жуковском состоялась выкатка первого опытного Ил-114-300. Отличие его от нынешнего экземпляра заключается в том, что он был выполнен путем перестройки базового Ил-114, долгое время находившегося в Жуковском. Образец, создаваемый по серийным технологиям, важен тем, что с его помощью отработают все необходимые производственные процессы, что в дальнейшем обеспечит начало полноценной серии.

Выйти на серийное производство Ил-114-300 авиастроители планируют к 2023 году. Если все получится, то российский гражданский авиапром сделает еще один серьезный шаг по преодолению последствий катастрофы, пережитой в 1990-х — начале 2000-х.