Поездом — безопаснее. Почему пассажиры выбирают поездки по железной дороге?

Григорий Сысоев / РИА Новости

Движение восстанавливается

График движения поездов дальнего следования постепенно восстанавливается после объективного спада прошедшей весной. Об этом заявили в Федеральной пассажирской компании (ФПК — «дочка» РЖД, осуществляющая перевозки пассажиров в дальнем следовании).

   
   

Железнодорожники уже восстановили курсирование большого количества поездов, в том числе популярных скоростных поездов «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка». С 20 июля вновь курсирует «Невский экспресс». Ещё семь фирменных поездов вернулись на свои маршруты в июле, а три (№ 87/88 Нижний Новгород — Адлер, № 107/108 Самара — Санкт-Петербург «Самара» и 125/126 Череповец — Москва «Шексна») отправятся в рейсы 1 августа.

Фото: РИА Новости/ Евгений Епанчинцев

Скоро количество курсирующих пассажирских поездов — круглогодичных и сезонных — увеличится до 350, пообещали в компании. Таким образом, объёмы перевозок, запланированные на 2020 год, будут реализованы более чем на 70%.

Спрос на поездки также стабильно растет. По сравнению с маем в первый месяц лета было оформлено вдвое больше электронных билетов на поезда дальнего следования.

Внимание пассажиров к железнодорожному транспорту председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков считает вполне обоснованным. Даже без требований по шахматной рассадке поезд, по его мнению, наиболее безопасный вид транспорта.

«В поездах, причём в любых видах вагонов, на одного пассажира приходится больше пространства, чем в самолётах и автобусах, и к тому же возможен постоянный забор свежего воздуха», — сообщил он в интервью aif.ru.

Фото: Предоставлено АО «Федеральная пассажирская компания»

Ненавязчивая безопасность

Тем не менее возврат к прежней интенсивности перевозок требует соблюдения новых правил, а также особой подготовки поездов и инфраструктуры — с учётом нынешних реалий. 

   
   

Как рассказал aif.ru председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, теперь в российских поездах используют инфракрасные термометры для проверки температуры у пассажиров, а в подвижной состав уже в течение десяти лет монтируют ультрафиолетовые лампы, которые позволяют обеззаразить воздух от бактерий и вирусов. Поездные бригады работают в масках, перед выходом на смену у работников проверяется температура. А в случае, если она повысится у пассажира, проводники окажут помощь и вызовут медиков на ближайшей станции.

Также поезда теперь не отправляются в рейс без прохождения дезинфекции в депо, а в пути следования уборка проводится четырежды в сутки.

Также усилены меры санитарной безопасности на вокзалах. Там установлены дополнительные санитайзеры, пассажирам предлагается приобрести средства индивидуальной защиты. Помещения вокзала чаще проветривают, а поручни, подлокотники кресел в зале ожидания и другие поверхности, с которыми контактируют пассажиры, дезинфицируют каждые два часа.

«Крайне важно, что эти меры не привели к увеличению стоимости летних билетов. Мы видим, что РЖД подходит достаточно системно к сложившейся ситуации. Старается решать задачи самостоятельно, не перекладывая их на пассажиров. Ведёт себя как социально ответственный бизнес, который заинтересован в увеличении пассажиропотока», — отметил Илья Зотов.

Фото: Предоставлено АО «Федеральная пассажирская компания»

Вагоны нового поколения

Важную роль в этом процессе играет и обновление подвижного состава. Оно позволяет делать поездки в поездах намного комфортнее, что, безусловно, ценится пассажирами. И хотя движение из-за пандемии временно сокращалось, программы модернизации вагонов, дорожного полотна и инфраструктуры не останавливались, заверили нас в РЖД.

Так, до 2025 года ФПК получит 3730 новых пассажирских вагонов, выпускаемых «Трансмашхолдингом». Это будут одноэтажные и двухэтажные вагоны различных типов.

В новый модельный ряд поездов войдут также двухвагонные сцепы. Их конструктивная особенность в том, что место служебных помещений в одном из двух вагонов занимает сервисная зона с кофемашинами и аппаратами с питьевой водой, вендинговыми автоматами и другими атрибутами комфортных поездок. Кроме того, в них не будет хлопающих дверей между вагонами, зато появятся душевые. Новшество уже опробовали пассажиры. С конца прошлого года такие сцепы курсируют по маршруту «Москва — Белгород», в этом году они начали ходить во Владивосток, а в конце июля — в Волгоград, Балаково и Читу.

Фото: Предоставлено АО «Федеральная пассажирская компания»

Также в серию пойдёт и новый купейный штабной вагон (такой в составе нужен один). В нём будет 24 пассажирских места, два из которых — для пассажиров с ограниченными возможностями, два — для сопровождающих лиц.

«Планы по обновлению вагонного парка исполняются и реально эффективны не только в части пассажирского комфорта, но и в части развития национального машиностроения. Отмечу, что, в отличие от многих других сегментов отрасли, в вагоностроении Россия абсолютно независима и конкурентоспособна», — пояснил в разговоре с aif.ru директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Наряду с обновлением подвижного состава в РЖД совершенствуют и инфраструктуру. Так, в первом полугодии компании удалось отремонтировать более 2,6 тыс. км путей. Проводилась как замена износившихся рельсов, так и капитальный ремонт полотна. Также по мере необходимости ремонтируют железнодорожные переезды и вокзалы.

Фото: Предоставлено АО «Трансмашхолдинг»

Стоит отметить, что основную часть работ по модернизации инфраструктуры удалось выполнить во время снижения объема пассажирских перевозок, вызванного пандемией.

СПРАВКА

Чтобы обезопасить пассажиров и сотрудников, в поездах дальнего следования:

  • после каждого рейса проводят тщательную санитарную обработку;
  • дополнительно убирают вагоны во время пути;
  • в подвижном составе устанавливают системы обеззараживания воздуха;
  • проверяют состояние здоровья сотрудников поездных бригад и следят за самочувствием пассажиров.