В рейтинге метрополитенов, составленном Общероссийским объединением пассажиров, Санкт-Петербургский оказался, увы, последним. Правда, для питерцев он все равно лучший — удобный и родной. Да и новшества, которые проводятся в метрополитене или ожидают его, наверное, позволят занимать более почетные места.
От «Улицы Дыбенко» до «Горного института»
В последние десятилетия в городе усиленно строили автодороги. В конце 2011 г. в полном объеме пошло движение по КАД. Летом 2013-го «поехал» на всем своем протяжении ЗСД. Эти и другие магистрали позволили, конечно, избежать коллапса, но все же транспортную проблему не решили, и пробки — тому свидетельство. Для жителей многих районов из-за них центр сегодня стал малодоступным.
И хотя питерцы, в отличие от москвичей, не воспринимают метро как транспорт первой необходимости, тем не менее, по оценкам экспертов, большинство горожан основные надежды возлагают на него.
Недавно «Метрострой» сообщил, что завершена проходка первого участка перегонного тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии между станциями «Театральная» и «Спасская». И сразу после этого метростроители стали готовить свою «Петровну» (так называется туннелепроходческий комплекс) к проходке второго участка.
То есть метро у нас все-таки растет. Лахтинско-Правобережная линия, пройдя от «Спасской» под главным руслом Невы, вырастет до 14,8 км — такова совокупная протяженность пути от «Ул. Дыбенко» до «Горного института». Сдадут ее в эксплуатацию, по последним планам, в 2022 г. Правда, станция «Театральная», тоже по последнему уточнению сроков, заработает в полном режиме лишь в 2025-м.
На нынешний год городские власти увеличили финансирование строительства этой линии подземки до 2,12 млрд руб., прибавив к выделенным заранее деньгам 1,2 млрд. Наконец начали форсировать долгоиграющий проект. Хотя, по некоторым источникам, средства были перераспределены из тех, что выделялись на строительство Красносельско-Калининской линии. Однако, так или иначе, уже понятно: расти вширь метро будет.
Интеграция с электричками
Из «Пулково» до города добраться сейчас можно единственным способом — на автотранспорте. Для современного аэропорта это нонсенс. Но тянуть к нему метро дорого и вряд ли нужно. А проекты аэроэкспрессов и трамвайных линий рождались и успешно отправлялись под сукно.
Тем не менее проект интеграции железнодорожных путей в городскую транспортную сеть есть. Летом прошлого года губернатор Александр Беглов и глава РЖД Олег Белозеров подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, которое и дало ему старт. В апреле утвержден документ с длинным и трудным названием: «Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле». И железнодорожники уже даже приступили к проектированию.
Это значит, что по ж/д путям, пролегающим через город, начнут чаще курсировать электрички. Они будут выполнять роль как пригородных поездов, подвозя жителей настроенных за границами Санкт-Петербурга районов, так и городского транспорта.
Конечно, понадобится реконструировать пути и построить транспортно-пересадочные узлы для интеграции с метрополитеном и наземными маршрутами. Те из питерцев, кто, бывая в Москве, успел прокатиться по МЦК или одному из диаметров (МЦД), понимают, как это будет выглядеть и работать.
Правда, замкнуть пассажирское кольцо, как это сделано в Москве, не получится — планировка города не позволяет. РЖД предложили 2 полукольца. Первое предполагается вести из Белоострова через «Лахта-Центр», Пискаревку, Ладожский вокзал, далее — на ж/д пути Балтийского направления, к аэропорту «Пулково», а оттуда — в Лигово и Ораниенбаум. То есть к самолету наконец можно будет добраться по железной дороге, где не бывает пробок.
Второе полукольцо начинается в Токсово, в районе Шафировского проспекта соединяется с первым, а перед «Пулково» уходит в Гатчину. Для тех, кто купил квартиры за КАДом, ответ на вопрос «Как попасть в центр?» будет однозначным.
Вот только осталось решить, что делать с грузовыми перевозками, которые идут сейчас по железной дороге через город. Тем более что их объем, по прогнозам, в ближайшие годы вырастет в 1,4 раза, ведь Санкт-Петербург остается портом.
И это тоже уже сделано. Чтобы вывести грузовой транзит из города, построят два грузовых обхода: северо-восточный (Орехово — Павлово-на-Неве) и юго-западный (Бронка — Владимирская).
Техническое оснащение
Но если «большое питерское метро», интегрированное с наземными путями, — дело будущего, то оснащение подземки современной техникой — уже настоящий день.
Пару недель назад зампредседателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Андрей Власевич сообщил, что 47 из 72 станций метрополитена оборудованы системой интеллектуального видеонаблюдения, а на 28 ключевых станциях расположены пункты управления обеспечением транспортной безопасности.
Такое техническое «вооружение» соответствует международным требованиям и гарантирует безопасность пассажирам. Помимо безопасности, техника (другая, конечно) обеспечивает им удобства. В том же рейтинге, где Питер в целом выглядит не лучшим образом, по наличию Wi-Fi наше метро не отстает от других, а по критерию вариативности способов оплаты проезда уступает только Москве и Новосибирску.
Наши пассажиры могут выбирать между ностальгическим жетоном, транспортной и банковской картами. И, как показывает статистика, все больше из них предпочитают последний вариант. В этом случае для оплаты проезда достаточно приложить карту на пару секунд к терминалу. На каждой станции подземки есть турникеты для оплаты банковскими картами в одно касание, обычно они располагаются сбоку.
Нужно только, чтобы карта поддерживала бесконтактные платежи (такая карта имеет символ радиоволны, он похож на значок вай-фая). Тогда коснулся ею считывающего устройства — и путь открыт. Такой вариант не только удобен, но и безопасен, поскольку не нужно передавать из руки в руки наличные — в нынешний пандемический год это особенно актуально.
Плюс к этому получается весьма существенная экономия времени. Московский департамент транспорта ее подсчитал: если пассажир не тратит время на покупку билета в кассе, а сразу идет к турникету и оплату за проезд совершает бесконтактно, то он экономит 8 мин. в день.
Думается, эти расчеты в полной мере можно отнести и к питерскому метро. И добавить, что к экономии времени наши пассажиры получают еще и экономию средств. Ведь держатели Единой карты петербуржца могут оплачивать проезд со скидкой в размере 19 руб., а держатели других бесконтактных карт «Мир» (любого банка) — со скидкой 14 руб.
Эта акция началась еще в прошлом году, и доля оплат национальными платежными картами, по словам директора по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов национальной платежной системы «Мир» Марии Точиловой, среди всех карточных оплат на турникетах метро Санкт-Петербурга с августа по декабрь 2019 г. выросла восьмикратно — с 5% до 40%, а сейчас уже приблизилась к 50%. В целом за прошлый год количество оплат картами «Мир» на турникетах метро увеличилось в среднем в 15 раз в сутки.
Как пояснила Точилова, когда подвели итоги прошлогодней акции, решили продлить ее на весь 2020 г. Кстати, по данным аналитиков, Россия входит в пятерку стран, где больше всего совершается бесконтактных платежей, и главным инструментом таких операций остается пластик. По результатам исследования аналитического центра НАФИ, 60% жителей России оплачивают свои покупки бесконтактным способом. А по статистике некоторых банков, количество операций бесконтактных оплат картами доходит до 80%.