Подземный трамвай. Секреты волгоградского «метрополитена»

Надежда Кузьмина / АиФ

По версии Forbes, Волгоградский скоростной трамвай считается одним из самых уникальных трамвайных маршрутов мира. 7 километров его пути проходят под землёй, подобно метрополитену, а сами трамвайные линии без непосредственного пересечения в подземке меняются местами. Как это происходит — узнала наш корреспондент Надежда Кузьмина.

   
   

Гибрид метро и трамвая

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Первая подземная станция появилась в Волгограде в 1984 году. Назвали её так же, как и близлежащую площадь — «Площадь Ленина». В подземную станцию ведут широкие ступеньки бетонной лестницы. Распашные тяжёлые стеклянные двери, эскалатор, станция ожидания — всё, как в настоящем метро. Вот только к перрону приходят не совсем привычные для, например, столичной подземки, вагоны, а обыкновенные, трамвайные.

Станция «Площадь Ленина» считалась на момент своего открытия (1984 год) одним из самых больших подземных сооружений в стране. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Всего на сегодняшний день в Волгограде шесть подземных станций. Четыре носят ещё патриотически-советские названия: «Площадь Ленина», «Профсоюзная», «Пионерская» и «Комсомольская». Кстати, подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена.

Барельеф «Комсомольцы» на одноимённой подземной станции в Волгограде. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«„Комсомольская“ — станция колонного типа, она считается памятником архитектуры советской эпохи, — рассказывает помощник генерального директора по связям с общественностью МУП «Метроэлектротранс» Надежда Бутримова. — Все волгоградские подземные станции строились открытым способом. Вначале ставили забор, затем рыли котлован, а после всё закапывали и благоустраивали. По внутренним параметрам все волгоградские станции соответствуют меркам метро, только обслуживается они наземными вагонами».

Так строили все подземные станции волгоградского трамвая (фото из музея истории волгоградского электротранспорта). Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Сложность в том, что наземные трамвайные вагоны имеют выход только на одну сторону, а не как в метро — двери открываются с обеих сторон. Кроме того, трамваю требуется разворотное кольцо — задним ходом он ездить не умеет. Как приспособить обычный трамвай к подземным станциям, придумали советские инженеры.

Тайны подземных линий

Многие приезжающие замечают, что с «Площади Ленина» трамвай въезжает справа, а на «Комсомольскую» уже выезжает на левую сторону. Как это происходит? Где пересекаются пути?

Оказывается, пути нигде не пересекаются, просто одна линия проходит над другой. Сделано это для того, чтобы под землёй можно было обеспечить выход с одной, левой, стороны трамвая. Поэтому на станциях «Площадь Ленина» и «Площадь Чекистов», когда один трамвай идёт вниз, другой, наоборот, идёт вверх, а уже после, въезжая на станцию, они идут параллельно.

   
   

Одна из подземных станций — «Пионерская» — расположена на эстакаде. Её вестибюль встроен прямо в откос оврага. Отсюда открывается удивительная панорама на пойму реки Царица, городские высотки и мост, соединяющий два района города. Перед тем как вагон скроется во тьме подземки, можно увидеть людей, которые спешат по этому мосту по своим неотложным делам.

Эстакада подземной станции «Пионерская». Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Женское дело

В трамвае Волгограда работают кондукторы. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Я уже 15 лет здесь работаю, — рассказывает кондуктор скоростного трамвая Наталья. Она проходит по салону, собирая с пассажиров за проезд деньги и проверяя проездные документы. — Если у пассажира хорошее настроение, то и работать с ним легко, а если плохое, то он его всем испортит. С людьми так, — говорит Наталья, — но я своей работой горжусь. Ведь мы людей на работу возим. Когда снегопад был зимой — все стояли, мы одни работали. Народ был счастлив — никто не бурчал и не ругался, все были довольны».

Больше 90 процентов работников волгоградского трамвая — женщины: кондукторы, контролёры, водители трамваев. Только недавно сюда стали приходить на работу представители сильного пола. До этого мужчины считали для себя непрестижной работу на трамвае. Доходило до того, что на предприятии работало 98 % женщин, и только два процента оставалось на исключительно мужские профессии — сварщики, слесари и грузчики.

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Людмила — кондуктор-контролёр. Пробивает компостером билеты, которые приобретают пассажиры, спускаясь в «волгоградскую подземку». Компостеры — практически динозавры пассажирского транспорта. Во многих городах их заменил электронный билет. Но не в Волгограде. Здесь уверены, что настоящего человеческого общения не заменит ни один бездушный механизм. Так и «зайцев» меньше, и положительное впечатления у гостей города от Волгограда больше.

«Приезжие, как заходят, сразу бегут платить, — говорит кондуктор Людмила. — У нас же дешевле, чем у них. Да ещё и ни у кого нет такого трамвая, как у нас, чтобы под землёй ездил».

«Наша подземка активно развивается, — рассказывает помощник генерального директора по связям с общественностью МУП «Метроэлектротранс» Надежда Бутримова. — Мы уже успели поучаствовать в двух масштабных проектах — регионального и мирового уровня. Так все наши станции снабжены QR-кодами, с помощью которых любой желающий может получить всю информацию о нашем трамвае, считав код мобильным телефоном. А ещё на наших станциях можно приобрести «марку туриста», как в других странах мира. Каждая наша марка продаётся на соответствующей станции. Купить эту мраку можно, только посетив наш город, ведь больше таких марок нет нигде».

Смотрите также: