«Подземное» призвание. Как готовят машинистов для работы на БКЛ

Герман Сметанин работает на Большой кольцевой линии машинистом-инструктором. © / Игорь Харитонов / АиФ

Машинист-инструктор столичного метрополитена проехался по Большой кольцевой линии вместе с журналистами «АиФ».

   
   

«Два сердца столицы»

Метростроевцы сдали уникальную подземную ветку, и теперь на ней началась «эра машинистов». Мы сделали почётный круг по БКЛ с человеком, который знает этот маршрут как свои пять пальцев и передаёт бесценные знания другим. Знакомьтесь, наш «гид» – 26-летний Герман Сметанин, машинист-инструктор из электродепо «Замоскворецкое».

Кататься по БКЛ – удовольствие. И речь не только о станциях (одна интереснее другой), но и о поездах. Тут курсируют российские поезда «Москва-2020», это одна из самых удобных моделей в мире. А ещё они просто красивые: каждый оформлен в дизайне «Два сердца столицы».

«Обратите внимание на табло, расположенное над дверями, – призывает Герман Сметанин, когда мы подъезжаем к станции «Лефортово». – Благодаря ему можно быстро ­сориентироваться ещё до выхода из вагона, куда дальше идти. На табло показано, в каком вагоне вы находитесь, где расположены переходы на другие линии, куда ведут выходы (на конкретные улицы, к ТЦ, достопримечательностям). И таких удобных сервисов на БКЛ полно». Герман знает, о чём говорит, потому что каждый день использует Большую кольцевую, чтобы добраться до депо: «К хорошему быстро привыкаешь. Мы с женой живём около ст. м. «Улица Дмитриевского», теперь и ей, и мне нужно сделать только одну пересадку, чтобы попасть на работу».

В чём заключается работа машиниста-инструктора? Он отвечает за практическую подготовку новых кадров. «Это не только процесс обучения, скорее это наставничество. То, чего я жду от остальных, в первую очередь требую от себя, – уверяет Г. Сметанин. – Есть занятия в депо, есть поездки по линии, нужно отработать со «студентом» всё от и до, чтобы он реагировал моментально и правильно. Мелочей не бывает. Одинаково важно, как машинист ведёт состав, следит за посадкой-высадкой, выполняет манёвры, выезжает из депо. Есть аварийно-тренировочные занятия, когда моделируются возможные неисправности и другие нештатные ситуации. У профессионала нет права растеряться».

Из Норильска – в подземку

«В метрополитене достаточно сотрудников, которые пришли сюда по стопам родных, но я, как и большинство, попал в подземку, прочитав объявление о наборе, – признаётся Герман. – Как раз вернулся из армии, искал работу – и вариант стать машинистом показался мне интересным. Я родился в Норильске, а в столицу перебрался после школы, когда в 2012 г. поступил в один из московских технических колледжей. Так что в Москве я с 16 лет. Пока был студентом, ездил на метро ежедневно – между «Щёлковской» и «Нагатинской». 

   
   

Если сравнивать нынешнее метро с тем, на котором ездил в 2012-м, – это, конечно, небо и земля. Тогда только-только появлялись вагоны «Ока», потом стали поставлять «Москву», затем пришла «Москва-2020». Комфортность составов сильно улучшилась. В первую очередь я имею в виду не Wi-Fi (хотя это самый наглядный пример), а то, что значительно снизились вибрация и шум в поездах. Новые составы очень удобны и для пассажиров, и для машинистов, шумоизоляция в кабине на выс­шем уровне».

По словам инструктора, на БКЛ он попал сразу после окончания учёбы в Корпоративном университете транспортного комплекса. Вернее сказать, с 2018 г. он трудился машинистом на Солнцевской линии (пассажиры называют её «жёлтая слева»), к которой тогда был «привязан» кусочек будущей БКЛ: «Деловой центр» – «Петровский парк». Когда же пришло время определяться, он решил пойти на БКЛ, потому что новая ветка – это всегда новые ощущения.

А потом нашему «гиду» рекомендовали стать инструктором. Такое предложение получают немногие, потому что не у всех есть педагогические способности с эмпатией. Как вы догадываетесь, Герману снова пришлось пойти учиться. А теперь он сам – наставник и часть семьи Большой кольцевой.

500 человек родни

«Конечно, пассажиру трудно представить себе семью из 500 человек – а именно столько машинистов на БКЛ, – смеётся Герман. – На самом деле весь метрополитен – дружный коллектив. И во время работы все поддерживают друг друга, да и после работы народ общается. У нас есть и Совет молодёжи, и профсоюз, которые устраивают различные мероприятия, спортивные соревнования. Действуют бесплатные секции (я хожу на волейбол), а если нет нужного направления, достаточно обратиться в профсоюз, и секцию откроют». Кстати, за здоровьем машинистов внимательно следят. Они, как лётчики, каждый год проходят врачебную проверку и психологическую комиссию. Кроме того, в каждом депо есть штатные психологи и психотерапевты. Когда ведёшь состав с сотнями пассажиров, ты просто обязан быть в идеальной форме.

«Машинист – одна из самых востребованных специальностей в метро, сегодня у нас работают более 5,5 тыс. сотрудников, – говорит заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. – БКЛ не только улучшит транспортную доступность для миллионов пассажиров, но и создаст новые рабочие места для молодых специалистов, поэтому желающих стать машинистом ждём в нашей команде».

Мэр  Собянин  –  о  тех,  кто  работает  на  БКЛ

26.10.22 г. БКЛ будут об­служивать три электродепо – «Замоскворецкое» и два строящихся – «Аминьевское» и «Нижегородское». Это позволит больше чем вдвое увеличить число поездов на линии. Создадим все условия для работы и отдыха сотрудников.

23 .02.23 г. Штат машинистов для Большой кольцевой линии укомплектован – свыше 500 специалистов будут управлять новейшими поездами «Москва-2020».

Будущие машинисты 4,5 месяца обучались в Корпоративном университете транспортного комплекса и ещё три месяца проходили практику.