«Цой» и «Летов» были построены в Южной Корее для группы компаний «Солар». Как поясняют в «Солар», назвать корабли так решили, чтобы выразить почтение этим двум рок-музыкантам.
– Использование для коммерческих судов дешёвого (удобного) флага – это общемировая практика, смахивающая на узаконенное мошенничество, – говорит кандидат военных наук, профессор Борис Усвяцов. – Суть в том, что суда, на самом деле принадлежащие компаниям одной страны, регистрируются в юрисдикциях другой, где налоги ниже, нет проблем с профсоюзами моряков и т. д. Так повелось с 1920-х гг., когда американские судовладельцы нашли способ продавать пассажирам алкоголь в обход «сухого закона» – стали регистрировать пароходы в Панаме. К 1968 г. Либерия обогнала по размерам торгового флота Британию. В наши дни более половины коммерческих судов мира зарегистрированы в Панаме, Либерии и даже Монголии, которая не имеет выхода к морю.
С развалом СССР все коммерческие суда перешли в частные руки. Но что, если эти суда понадобятся для нужд флота и армии? В данной ситуации вернуть их будет практически невозможно.