29 июля 1963 года, первый полёт совершил опытный экземпляр самолёта Ту-134. Своим появлением этот пассажирский самолёт обязан Никите Хрущёву. Во время посещения Франции весной 1960 года генсек был восхищён новинкой французского авиапрома — лайнером «Каравелла». Более всего поразила в нём Хрущёва почти полная тишина внутри салона во время полёта. Он лично попросил Андрея Туполева создать советский самолёт, который имел такой же низкий уровень шума. Для этого конструктор взял за основу проект лайнера Ту-124 и перенес двигатели с корневой части крыла в хвост.
Помимо пассажирских Ту-134, использовались его модификации, представляющие собой машины специального назначения и летающие лаборатории. С 1968 г. эта модель входила в элитный правительственный авиаотряд № 235. Личные Ту-134 были у Брежнева и у министра обороны, маршала Андрея Гречко — на первом был установлен уникальный связной комплекс «Татра», а на втором спутниковый комплекс «Карпаты». Модификация Ту-134СХ была спроектирована для нужд Министерства сельского хозяйства — лётчики передавали ведомству доклады о реальном состоянии посевов, лесов и озёр.
Последний Ту-134 был выпущен 30 июня 1989 года. В начале 2000-х в странах Евросоюза вступили в силу правила, ужесточившие шумовые нормы для воздушных судов. Лайнер по ним не проходил, поэтому его перевели на сугубо внутренние маршруты и полёты в страны СНГ. В 2011 году президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу приступить к постепенному выводу ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.
За 20 лет с конвейера Харьковского авиазавода сошло 854 Ту-134 различных модификаций. По данным организации Aviation Safety Network, к 2012 году в результате катастроф было потеряно 78 этих самолётов.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, как выглядит и что представляет собой ближнее-среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-134.
Смотрите также:
- Конец эпохи Ту-134. Легендарный самолет выведен из эксплуатации →
- Икра и сверхзвук. Как Ту-144 потряс советских граждан →
- На каких советских самолётах ещё можно летать? →