От Бутырки до Ходынки. Первый трамвай в Москву привезли из Англии

Конка и вид на Московский Кремль. 1890-е гг. © / Евгений Леонов / РИА Новости

6 апреля исполняется 125 лет с момента открытия первой трамвайной ветки в столице. О том, как с трамваями связаны кони, элитные дачи и западная мода — в материале aif.ru.

   
   

Модернизация «конок»

Днем рождения трамвайной сети в столице принято считать 6 апреля 1899 года, когда в московском регионе запустили первый электрический трамвай. На самом деле дата

условна, так как к этому моменту в городе уже были две линии «паровых» трамваев, а также действовала целая сеть так называемых «конок», то есть железнодорожного-конного транспорта. Об этом aif.ru рассказала историк транспорта, москвовед Мария Калиш.

«На самом деле, конечно, днем рождения трамвая можно считать июль 1872 года, когда впервые запустили линию „конок“ от Страстного монастыря до Ходынки. Одновременно с существованием этой системы в Москве работали две линии парового трамвая. Но вот принято считать днем рождения трамвая именно электрический», — рассказала историк.

По ее словам, московская трамвайная система начала складываться именно с 1872 года, когда для Политехнической выставки, проводившейся в Москве в честь 25-летния правления Александра II и 200-летия Петра I, построили первую линию железнодорожного транспорта на конной тяге. На тот момент это был уже опробованный за рубежом транспорт. Представляла конка из себя вагончик с лавками на основе двухосной тележки, который по пятифутовой (1525 мм) колее тянула упряжка из двух лошадей. Вагончик мог быть двухэтажным, нижний ярус мог быть остеклен, а верхний ярус, «империал», был открытым. При этом транспорт был не слишком быстрым: по различным причинам чаще всего конки передвигались со скоростью пешехода.

Конка на Серпуховской площади в Москве, конец XIX века. Фото: РИА Новости/ Евгений Леонов

«В этом она интересно перекликается с монорельсом, который тоже построили для выставки. Однако, в отличие от монорельса, она пришлась горожанам по вкусу, и на ней активно катались. Позже было создано первое общество городских конных железных дорог, а позже начала выстраиваться и целая система, покрывавшая весь город на тот момент, до самого Камер-Коллежского вала, то есть примерно до современного Третьего транспортного кольца с редкими заступами за его пределы», — рассказала Калиш.

В самом конце века Второе общество конных железных дорог, также называемое «Бельгийским», подняло вопрос о переходе с упряжки на электричество. К этому моменту этот вид транспорта уже появился в некоторых странах Европы, а также применялся в других городах Российской империи, например в Нижнем Новгороде.

«В качестве основы для трамвая была взята инфраструктура от сети конок. То есть трамваи, по большому счету, — это идейные наследники тех самых конок», — объяснила москвовед.

   
   

Взлет и падение

Стоит отметить, что к введению электрических трамваев в городе сперва отнеслись со скепсисом. Разрешение на электрификацию центральных улиц сперва не выдавали, потому первая линия с модным и современным трамваем была вынесена за пределы города.

«Свою роль сыграл консерватизм Московской городской управы, которая не выдала разрешения на электрификацию центральных улиц. Не хотели рисковать, перестраховывались, мол, „давайте посмотрим, как оно будет работать“. Поэтому выбрали линию от Бутырской заставы до Петровского парка. На тот момент в районе Петровского парка располагались престижные аристократические дачи, уровня современной Рублевки. Также там была одна из московских царских резиденций, военный лагерь на Ходынке, да и тот район был любимым местом для прогулок. То есть плюсов было много, на линии был большой пассажиропоток обеспеченных граждан», — объяснила Калиш.

Для этого в 1898 году на Бутырской заставе построили новый, уже электрический трамвайный парк и запитали его от Государственной электрической станции № 1. Первые трамвайные вагоны были привезены из Англии. Они, к сожалению, в музейных коллекциях не сохранились. А запустили первый трамвай 6 апреля 1899 года.

«Современных пассажиров он в первую очередь удивил бы открытыми входными площадками. В первых версиях даже водитель не был защищен стенками или стеклом. Он стоял на открытой площадке, и на нее же нужно было входить пассажирам. Двери были только в пассажирскую часть вагона. Из-за этого, когда трамвай шел на небольшом ходу, всякие „ухари“ вскакивали на подножки или спрыгивали с него, и с этим было связано много травм», — рассказала историк.

Новшество пришлось москвичам по душе, и трамвайная сеть начала активно развиваться. В 1901 году передовой транспорт допустили в центр города, и за 10 лет трамваи полностью вытеснили «конки». В дальнейшем, пусть и ненадолго, трамваи стали главным видом общественного транспорта в Москве: пик развития сети пришелся на период с 1927 по 1932 годы.

Трамвай начала 1920-х годов с прицепом переполнен пассажирами. «Зайцы» висят на подножках. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

Однако уже в 1935 году сеть потихоньку начинают сокращать. Связано это с появлением метро и троллейбусов. Последние оказались более гибкими и мобильными, чем трамваи, так как могли объезжать препятствия, не создавая пробок, да и маршрут было прокладывать проще, чем рельсы. А метро и вовсе прокладывалось под землей и на движение по дорогам не влияло. В 1950 году подземка развилась настолько, что захватила лидерство в сфере общественного транспорта, и трамваи, занимавшие много места в центре, вытеснили на окраины города, где еще не было станций. Окончательный удар по лидерству «электроконок» был нанесен в конце 90-ых — начале 2000-ых.

«В основном, конечно, закрытие большинства старых маршрутов было связано со строительством Третьего транспортного кольца и его развязок. Но участок той самой первой линии и сейчас действует: по нему трамваи ходят от станции метро „Дмитровская“. При этом здание Бутырского трамвайного парка сохранилось, и посмотреть на него можно и сегодня. Оно недавно было отреставрировано, в нем восстановили витражи из блоков фальконье», — рассказала Калиш.

В день рождения трамвая любители истории городского транспорта смогут посмотреть и на сами старые машины: в честь праздника в Москве регулярно устраивают парад трамваев. В 2024 году торжественная колонна стартовала на площади Тверской заставы в 11:00 и проследует до депо имени Русакова.