Охота на зайцев открыта. Почему безбилетников и лжельготников всё больше?

Владимир Песня / РИА Новости

Раньше безбилетник имел право не передавать своё льготное удостоверение контролёру, но вскоре проверяющий получит право потребовать и пристально «досмотреть» документ.

   
   

Нелегальные пассажиры

Зайцев в Москве реально много. «Только с начала этого года контролёры ГКУ «Организатор перевозок» выявили 5358 нарушений правил пользования метро, сумма штрафов превысила 8,3 млн руб.«, — говорит Максим Ликсутов, глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. - За безбилетный проезд были оштрафованы 3372 нарушителя, а за неправомерное использование социальной карты — 1986 нарушителей». А ведь ещё есть наземный транспорт, где нет такого серьёзного кордона на входе, как в подземке. В результате под «рогаткой» турникета пролезают и молодые люди, и дамы предпенсионного возраста. И детей бесплатно пытаются проводить до последнего, пока здоровый лоб уже не становится ростом с контролёра. Часто граждане перелезают через турникет, не стесняясь других пассажиров и не реагируя на замечания. Может, стоит штрафы раз в пять поднять, чтобы неповадно было ездить за счёт города?

«Понятно, что в период сложной экономической ситуации число зайцев неизбежно возрастает, но повышать штраф (он сейчас составляет 1 тыс. руб.) — это не выход из положения, — уверен Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. — Важна не сумма, которую придётся заплатить нарушителю, а неотвратимость наказания. Если вероятность быть оштрафованным возрастёт хотя бы до 10%, желающих сэкономить станет намного меньше. Как этого можно добиться? Только увеличив частоту проверок. Плюс надо решить давно наболевший вопрос с оформлением протокола тем гражданам, кто отказывается оплачивать проезд и предъявлять документ для выписки штрафа. Ведь сейчас задерживать недобросовестного пассажира может только сотрудник полиции, а они участвуют далеко не во всех рейдах контролёров».

Кстати, протокол — это ещё не конец истории. Многие зайцы не платят штраф (на это отводится 60 дней), даже когда их дело передаётся судебным приставам.

 

Мнимый студент

А как дело обстоит с поддель­ными документами? Может, из-за кризиса они опять продаются на каждом углу, как лет 15 назад? К счастью, это не так, ведь соцкарту, которая теперь стала аналогом бесплатного проездного, так просто не подделаешь. В результате рынок фальшивых студенческих билетов сегодня переживает трудные времена. Нет, в Интернете по-прежнему полно сайтов, владельцы которых готовы подогнать вам «полный комплект документов» для официального оформления настоящей соцкарты студента на портале pgu.mos.ru. Но, потратив 4-10 тыс. руб. на фальшивую справку из вуза, липовый студенческий и клятвенное обещание «вернуть деньги, если не прокатит», вы не получите ровным счётом ничего.

Как «АиФ» подтвердили в «Московском социальном регистре», все настоящие студенты (да и школьники) города внесены в специальный реестр. Поэтому никакие, даже самые высокохудожественные, фальшивки вам не помогут. Кроме того, выпущенная соцкарта отправляется в учебное заведение, в котором учится её обладатель. И даже если мошенники использовали данные реального студента, получить льготный проездной сможет только он и никто другой.

Помимо обыкновенных зайцев, в Москве есть и нарушители поневоле. Речь идёт о многодетных родителях (таких семей в городе около 110 тысяч). Сегодня соцкарту с бесплатным проездом выдают либо матери, либо отцу — как решит сама семья. Хотя по федеральному законодатель­ству каждый из родителей имеет право на бесплатный проезд. В ближайшее время эта несправедливость будет устранена. «Мы предлагаем дать возможность пользоваться бесплатным проездом каждому из многодетных родителей, — говорит Михаил Антонцев, председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике. — Сейчас решается вопрос, выпускать ли дополнительные соцкарты для супругов или внести поправки в законодательство Москвы, разрешающие пользоваться одним документом сразу двум людям.

   
   

Есть ещё одна категория нарушителей, которые... и вовсе таковыми не являются. Допустим, вы заходите в автобус и по одному — обычному — проездному расплачиваетесь за всю компанию (приложив его несколько раз к валидатору). Думаете, можно не бояться «инспекции»? Как бы не так. «Сейчас контролёры проверяют билеты с помощью персональных устройств (­ПУсКов), — объясняет Сергей Дьяков, глава ГКУ "Организатор перевозок". — По карте "Тройка" или другому билету с лимитированным количеством поездок могут пройти двое пассажиров, однако наши устройства показывают только последний проход. И может возникнуть двусмысленная ситуация, когда пассажиры оплатили проезд, а контролёр не может в этом убедиться. С весны этого года мы планируем так настроить ­ПУсКи, чтобы они показывали все проходы и конфликтных ситуаций больше не возникало».

Смотрите также: