На износ. В России необходимо заменить больше половины трамвайного парка

Татьяна Титова / АиФ

В России более 50% трамваев нуждаются в замене. Однако, уверены эксперты aif.ru, без должного обслуживания они будут быстро приходить в негодность.

   
   

Сегодня на Логовом шоссе в городе Кемерово произошло ДТП с участием трамваев. Сначала два человека вылетели из вагона прямо под колеса проезжающих автомобилей, а потом средство общественного транспорта столкнулось с другим трамваем. По данным главы города Дмитрия Анисимова, число пострадавших достигло уже 108 человек. Скончался один человек.

Износ или дефект

Водителем оказалась молодая девушка, которая, по информации СМИ, до последнего оставалась на рабочем месте и пыталась предотвратить аварию. Но, уверены эксперты, вполне вероятно, что виновата техническая неисправность.

Например, уточнила эксперт по безопасности на транспорте Юлия Манн, это мог быть достаточно взрослый подвижной состав. «Может быть, какой-то дефект производителя. Может быть, это плохое обслуживание. Здесь будет разбираться уже прокуратура и правоохранительные органы», — отметила она.

В Госдуме тоже уже предположили, что трамвай мог быть неисправен из-за износа. Такое мнение выразил член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев в беседе с NEWS.ru. Действительно в Кемерове еще в 2023 году запустили программу модернизации изношенного трамвайного парка. На момент ее старта износ подвижного состава у трамваев составлял более 80%, а у рельс — порядка 65-70%. Планируется на 100% обновить трамвайный парк уже к 2027 году.

«Трамвай, попавший в ДТП, был произведен в 2012 году. Таким образом, очевидно, что обновление парка трамваев в Кемерове еще в процессе, и процент износа продолжает оставаться достаточно высоким. На настоящий момент внимание там уделено реконструкции инфраструктуры общественного электротранспорта», — пояснила Евгения Симаева, кандидат юридических наук, доцент Кафедры международного и публичного права Юридического факультета Финуниверситета при Правительстве РФ.

Что по стране?

Причем эта проблема остро стоит и по всей России. Как рассказал депутат Александр Толмачев корреспонденту aif.ru, на сегодня более половины российских трамваев нуждается в замене. Для решения этой проблемы тоже разработана специальная программа.    
   

«Трамваи в городах нужны, они экологичны, разгружают транспортную сеть. Но, к сожалению, из-за высокого износа техники наши граждане не могут по достоинству оценить все качества этого вида транспорта. Обновление и развитие городского наземного электрического транспорта — это большая программа сроком до 2030 года. Согласно ей, в парк электротранспорта должны ежегодно поступать не менее 500 троллейбусов и 200 трамваев, а реконструкция или капитальный ремонт троллейбусных и трамвайных линий должны затронуть 600 и 200 км соответственно», — сказал Толмачев.

Производство этого вида электротранспорта осуществляется в России, на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, который производит трамваи уже второе столетие — первый вагон здесь изготовили в 1901 году. Но пока процент обновления парка трамваев в России небольшой, добавила Симаева. И связано это с тем, что федеральный проект «Развитие общественного транспорта» был запущен в 2022 году и находится лишь на стадии реализации. Кстати, на него выделено свыше 400 млрд рублей. «Но если рассмотреть отдельные города России (Москва, Казань, Краснодар, Таганрог, Калининград, Евпатория), там процент обновления парка достаточно высокий и доходит до 100%», — уточнила эксперт.

Избежать повторения

Однако, уверена Манн, одной лишь модернизации недостаточно. По ее мнению, новые трамваи выйдут на линию, но в условиях отсутствия надлежащего техобслуживания тоже могут быстро прийти в негодность, поэтому ответственность за состояние подвижных составов необходимо возложить непосредственно на производителей, а не на городской парк.

«Например, в Москве по такой схеме уже работает один из производителей. Он запустил проект в части контракта долгосрочного жизненного цикла. Что это значит? Это значит, что производитель поставляет подвижной состав в муниципалитет, город или регион и сам несет ответственность за его обслуживание, то есть заключается десятилетний контракт. Вот в таких случаях, конечно, вся ответственность ляжет не на муниципалитет, а как раз на производителя, и он будет отвечать за качество своего продукта. Сейчас получается, что город закупил подвижной состав, и ответственность лежит на нем, но в части обслуживания должны быть компетентные механики, которых не везде можно найти. Еще есть четкая организация, поставки запчастей, обслуживание. Это все очень сложно, сложно, особенно для маленьких регионов, поэтому эту ответственность нужно переложить на производителя, чтобы он давал гарантию», — подытожила она.

Человеческий фактор

Несмотря на все вышеизложенное, по мнению Симаевой, рассматривать случившуюся трагедию нужно со всех сторон, а не «пенять» только на качество транспорта. «Согласно официальному комментарию пресс-службы Кемеровской электротранспортной компании (КЭТК), трамвай утром вышел на линию в полностью исправном состоянии, никаких замечаний в книге поезда или со стороны водителя не было. И если, официальный комментарий КЭТК подтвердится, необходимо рассматривать и человеческий фактор. Известно, что стаж водителя трамвая всего несколько месяцев. В целом, выводы о причинах аварии пока делать рано, нужно установить все обстоятельства происшествия», — уточнила юрист.

Действительно, пока власти не выявили точных причин случившегося. Замглавы Минтранса РФ тоже уточнил, что дело могло быть как в отказе технических средств, так и в человеческом факторе.