В Японии разработали «поезд-пулю», способный перевозить пассажиров со скоростью 400 км/ч. А есть ли подобные разработки у нас?
Поезд ALFA-X ➊, о котором идёт речь, начнёт курсировать между Токио и Нагоей (350 км) не ранее 2027 г. К этому времени для него должны подготовить специальную железную дорогу. В Японии существует сеть высокоскоростных железных дорог, но безопасно двигаться по ним можно со скоростью до 320 км/ч.
Первый в СССР (1921 г.) скоростной поезд-аэровагон ➋, снабжённый авиадвигателем, разгонялся до 140 км/ч. Но из-за плохого состояния железной дороги Москва – Тула на скорости 85 км/ч он вылетел с рельс и разбился.
В конце 1930-х гг., когда состояние железных дорог значительно улучшилось, у нас создали несколько скоростных паровозов. Паровоз «Иосиф Сталин» ➌ в 1937 г. на испытаниях разогнался до 155 км/ч, а через год «паровоз-пуля» 2-3-2В ➍ достиг 180 км/ч.
Официально развитие скоростных дорог у нас началось в 1957 г. с приказа МПС СССР о подготовке линии Москва – Ленинград к повышенным скоростям.
Самый быстрый поезд советского периода ЭР200 ➎ с 1984 г. курсировал между двумя столицами со скоростью до 200 км/ч.
Ещё одну попытку оснастить поезд авиадвигателем предприняли в 1972 г. На головной вагон электропоезда ЭР22 навесили два турбореактивных движка ➏. Разогнали конструкцию до 249 км/ч.
Экспериментировали в СССР и с поездами на магнитной подушке. В 1980-х гг. опытные образцы вагонов серии ТП ❼ достигли отметки в 250 км/ч.
В России самый быстрый поезд – «Сапсан» (Москва – С.-Петербург) ➑. Он может ехать со скоростью 300 км/ч, но в целях безопасности существует ограничение до 250 км/ч.
В 2018 г. РЖД разработали проект нового скоростного поезда ➒ – состав из 12 вагонов, «летающий» со скоростью 360 км/ч. Но для такого состава потребуется отдельная высокоскоростная железная дорога.