«Оплату за невозвратный билет можно вернуть в двух случаях, — уверен эксперт. — Если полет не состоялся по вине исполнителя (например, произошла отмена рейса) и при наступлении непредвиденных обстоятельств, из-за которых полет физически невозможно исполнить. При этом в законе точно не указан список явлений и событий, которые могут быть расценены как форс-мажор».
На практике под непредвиденными обстоятельствами обычно понимаются смерть близкого родственника, сильная болезнь, стихийное бедствие, эпидемия, что-то еще сугубо индивидуальное, например болезнь человека, который находится на попечении у того, кто собирался лететь на самолете. «Допустим, серьезно заболел ребенок или пожилой родитель. В таком случае пассажиру придется доказать, что, кроме него, действительно никто не мог оказать уход больному, а также, что эта болезнь не была предвидена во время покупки билета, — поясняет эксперт. — Если можно было предвидеть негативные обстоятельства, избежать их или же для разрешения ситуации необязательно отменять полет (возможно, с больным ребенком может посидеть супруг), то вряд ли причина будет признана уважительной».
Если гражданин твердо уверен в уважительности своих причин для отмены полета, то нужно обратиться с заявлением или досудебной претензией к поставщику услуг (авиакомпании). «Отправить ее нужно почтой на юридический адрес, а также по электронной почте для ускорения процесса. Срок для удовлетворения претензии можно установить 10 дней. Главное — приложить объективные доказательства, подтверждающие уважительные причины наступившего форс-мажора», — напоминает Баранов.
Вполне возможно, что авиакомпания не захочет портить свою репутацию и решит вопрос миром. При этом, чтобы ее простимулировать, можно параллельно обратиться в контролирующие органы, прокуратуру и Роспотребнадзор, советует эксперт. «Начнутся дополнительные проверки, и появятся риски административных санкций для нарушителя. Часто это очень хорошо действует, стимулируя процесс в пользу потребителя», — знает по опыту Баранов.
В противном случае рассудить, кто прав, может только юстиция. «Суды у нас идут небыстро, нужно запастись терпением, — заранее предупреждает эксперт. — Но важно помнить, что подобные отношения подпадают под закон о защите прав потребителей, поэтому в случае положительного судебного решения можно взыскать с авиакомпании не только стоимость билетов, но и дополнительные санкции — повышенную неустойку за каждый день неоплаты, плюс 50% от всей требуемой денежной суммы, а также моральный вред и оплату услуг юриста».