Мобильность для всех. Какие новые сервисы предоставляются пассажирам РЖД?

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Появившись, они были центрами городской жизни. Приобретя современный облик и функции, остаются они таковыми и сейчас. 349 крупных вокзалов, 12,5 тыс. сотрудников, 540 млн пассажиров в 2016-м и плюс 5% (по прогнозу) в этом году. Таков российский масштаб вокзальных комплексов.    
   

Торговый центр - по требованию

Железнодорожные вокзалы - отражение развития городов и регионов. Их инфраструктура активно меняется, стараясь оправдывать ожидания пассажиров и гостей.

Фактически случился переход от традиционного железнодорожного вокзала, «заточенного» на оказание услуг, связанных с поездками, к сервисному центру с транспортной функцией. Для пассажиров именно такие вокзальные комплексы удобны и кажутся близкими к идеалу.

В ОАО «РЖД» считают, что вокзал - он абсолютно для всех пассажиров, путь которых начинается и заканчивается, как правило, не здесь. Поэтому нужна интеграция с другими видами транспорта и городской средой. Транспортно-пересадочные узлы - удачное решение. Плюс набор передовых технологических сервисов - Wi-Fi, зарядные станции, навигация в мобильном приложении и т. д.

Комфортная среда, в том числе для маломобильных пассажиров, пожилых людей, семей с детьми, тоже имеет важное значение. Вокзал будущего - это и вокзал с развитой системой коммерческих сервисов, выстроенных в соответствии с пожеланиями и запросами пассажиров.

Справка

В России сегодня:

  • 15 тыс. ж/д вокзалов,
  • 349 - крупнейших,
  • 88 вокзалов - памятники архитектуры,
  • более 1000 платформ,
  • 1,287 млн кв. метров - общая площадь пассажирских зданий,
  • 2,65 млн кв. метров - площадь платформ.

   
   

От музыкальных к функциональным

Современный вокзальный комплекс - это целый город, по насыщенности сродни торговому центру. А какими вокзалы были в прошлом?

Прототипами первых стали уже существовавшие почтовые станции и путевые дворцы. К строительству были привлечены лучшие отечественные архитекторы. Первый вокзал России, Витебский, - ровесник наших железных дорог, в этом году ему исполнилось 180 лет. Построенный по проекту архитектора Станислава Бржозовского, он принимал первых пассажиров Царскосельской железной дороги. Некоторые вокзалы, как в Павловске - его даже прозвали «музыкальным», имели вид типичного увеселительного заведения с фонтанами, зимним садом и залами для балов и концертов.

И сейчас 88 наших железнодорожных вокзалов имеют статус памятников архитектуры федерального и регионального значения. Занимаясь реконструкцией, меняя планировочные решения и создавая современные сервисы, в ОАО «РЖД» делают это аккуратно и бережно, чтобы сохранить архитектурные шедевры.

Но в целом здания соответст­вовали своему прямому назначению - здесь располагались залы ожидания, кассы, кабинеты сотрудников железной дороги. В ожидании поезда публика могла послушать музыку, купить в дорогу книги в киосках, перекусить в буфете или ресторане.

С вокзала отправляли письма, телеграммы, там же можно было воспользоваться телефоном. Граф Лев Толстой за всем этим приходил из Ясной Поляны на станцию Козлова Засека.

Во второй половине XIX в. железнодорожные станции планировали сделать «маяками цивилизации», где пассажиры вели бы себя благочинно, «без увеселительных собраний». Прислуга в ресторанах должна была иметь «приличную одежду» и обслуживать гостей «вежливо и предупредительно».

Но вместе с этим двери провинциальных станций держали открытыми для проезжего народа круглосуточно - для защиты путешественников от невзгод российского климата.

В Москве, С.-Петербурге, губернских городах вокзалы были настоящими произведениями искусства. Шедеврами архитектуры и живописи по сей день остаются Казанский, Ярославский и другие вокзалы двух столиц. Однако порой здания в провинции, как, например, в Таганроге и Одессе, были даже представительнее столичных.

На смену монументальным памятникам в середине ХХ в. приходят вокзалы, в которых всё подчинено функциональности. Происходит значительный рывок в наборе сервисов и услуг, простоте эксплуатации, появляются первые проекты адаптации вокзалов для маломобильных граждан.

Однако тогда таких понятий, как «транспортная безопасность» и «внешние угрозы», даже не существовало. Это уже приметы нашего времени.

Технологии несут удобства

В ОАО «РЖД» подсчитали, что только за этот год их клиенты скачали 1,6 петабайта информации, что соизмеримо, если считать в электронных книгах, с 22-кратным собранием Библиотеки им. Ленина.

Современный сервис сегодня в абсолютно любой отрасли сферы обслуживания без wi-fi - уже не сервис. Поэтому бесплатный Интернет на вокзале - услуга, которую пассажиры начинают искать, едва попав в здание.

Спрос рождает предложение - уже 107 вокзалов оборудованы самым передовым набором технологических сервисов: есть wi-fi, зарядные станции, навигация в мобильном приложении.

А в этом году наконец запущена централизованная система информирования пассажиров. Ещё совсем недавно информация об отправлении или прибытии поездов, которая появлялась на табло, а также сообщалась диктором по громкой связи, вводилась в ручном режиме. Данные поступали по телефону от диспетчеров управления движением. Конечно, это было неудобно, хлопотно, а иногда и не очень оперативно.

Но теперь в новой системе вся информация моментально поступает и аккумулируется машиной в автоматическом режиме. Без задержки данные отображаются на табло и запускаются аудиообъявления. Человеку осталось лишь конт­ролировать процесс. Все объявления звучат на двух языках - русском и английском, что особенно актуально, ведь скоро страна будет встречать гостей и участников чемпионата мира по футболу.

Заработала система электронной очереди - приобретать билеты благодаря ей стало гораздо удобнее. Система автоматически отправит клиента в ближайшее свободное окно. Она оптимизировала работу касс, и очередей за билетами теперь просто не бывает. В следующем году такие системы заработают ещё в 18 вокзальных комплексах. Появились новые сервисы, например, бронь группового билета и услуга покупки билета за 40 мин. до отправления поезда. Не придётся выстаивать в толпе и в камеры хранения. Планомерно вокзалы оснащаются автоматическими ячейками вместо ручных. Это экономит не только время, но и деньги - в таком формате услуга стала значительно дешевле.

Играй - не хочу!

Тот, кто путешествует с детьми, знает, как им не хватает на вокзалах игр, а мамам с папами - покоя. Ловить убегающего малыша среди чужих людей и дорожных сумок - занятие совсем не из приятных…

Первым был Ленинградский

Очень кстати в залах ожидания московских вокзалов в начале декабря заработали дет­ские тематические игровые площадки. Пилотный проект для юных пассажиров стартовал весной на Ленинградском  вокзале и сразу получил множество благодарных родительских откликов.

«Мы ведём свою работу на основе пожеланий клиентов, - поясняет начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский. - Регулярно проводим опросы, работает много каналов обратной связи. Один из них - моя интернет-приёмная. На всех вокзалах есть ­QR-коды, перейдя по которым с мобильного устройства любой пассажир может оставить отзыв или пожелание».

Именно по этим каналам в прошлом году, особенно в период массовых новогодних путешествий, железнодорожники получили шквал просьб создать для детей специальные пространства. Взрослые воя­жёры хотели видеть на вокзалах площадки, где ребятишкам было бы интересно, удобно и обязательно безопасно.

«Мы социально ориентированная компания, - продолжает глава дирекции, - и поэтому не отреагировать на такие прось­бы не могли».

Начали с Ленинградского прежде всего потому, что оттуда идёт туристический маршрут в Северную столицу. Да к тому же с этого вокзала поступило больше всего просьб о создании игровой зоны. В итоге зал ожидания, где расположилась площадка для детишек, стал самым популярным и загруженным.

«Естественно, получив такие результаты пилотного проекта, - говорит В. Вотолевский, - мы были просто обязаны оправдать ожидания пассажиров».

Предновогодний ажиотаж в разгаре - погостить в столице, посмотреть её праздничное убранство и, конечно же, побывать на московских ёлках спешат дети со всей страны. Многие из них запомнят важную для их возраста досто­примечательность - детскую площадку на вокзале. Ими уже обзавелись помимо Ленинградского Ярославский, Казанский, Курский, Белорусский, Киевский и Павелецкий вокзалы, причём на последнем их целых две.

Вокзал в вокзале

Площадки сделаны в стилистике железных дорог и состоят из мини-вокзалов и мини-паровозов. Их дополняют домики, горки, игровые панели и лабиринты. Цветовые решения выбраны с учётом рекомендаций детских психологов.

Игровой инвентарь этих весёлых городков создан из экологически чистых материалов, прошедших соответст­вующую сертификацию, а для изготовления пола использовались мягкие нескользящие покрытия. Всё это результат изучения мирового опыта организации детских игровых пространств, в том числе и в дошкольных учреждениях.

Безопасности - особое внимание: предусмотрены камеры видеонаблюдения, позволяющие в том числе минимизировать риски при спорных ситуациях, перед каждой площадкой установлен щит с правилами пользования - он, конечно, для родителей. Для того чтобы их малыши развлекались, не нужно предъявлять никаких документов - скажем, билетов на поезд или электричку. А работают эти детские уголки круглосуточно.

Игровой почин железнодорожников не ограничится Москвой. В следующем году они планируют установить детские площадки в 45 крупнейших вокзальных комплексах России, которые в общей сложности обслуживают 230 млн пассажиров в год, т. е. 50% всех, кто пользуется железнодорожным транспортом. Эти вокзалы расположены в региональных центрах, на Черноморском побережье, в других курортных и туристических местах, а также на крупнейших вокзалах Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Уже в январе 2 площадки появятся в Адлере.

Нажмите для увеличения

Вокзалам с детскими уголками будет присвоен лейбл «Рады детям» («Kids Friendly»). Пиктограмма проинформирует взрослых о том, что здесь есть, где их детям, что называется, выпустить пар.

Но и это ещё не всё. В перспективе бесплатные игровые зоны появятся и в 2-этажных поездах: такие, как нынешние детские, на 2-м этаже составов, курсирующих между Москвой и Воронежем, - с удобными диванами, телевизором, мягкими и развивающими игрушками и раскрасками.

Мобильность для всех

По самым скромным оценкам, четверть жителей нашей страны маломобильны. Только в Москве проживает около миллиона людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Но это не значит, что они должны сидеть дома.  

«Считаю работу по созданию безбарьерной доступной среды для маломобильных пассажиров на железнодорожных вокзалах приоритетной. Это важнейшее требование современности», - говорит начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский.

Если раньше пассажиру с ограниченными возможностями требовалось заранее оставлять заявку на специальную помощь, то теперь это делать необязательно. Можно просто приехать, и там сразу помогут сориентироваться, купить билет, проводят и посадят в поезд. В этом году на 78 вокзалах появились новые сотрудники-помощники - их можно различить по специальным зелёным жилетам. Специализированные службы помощи маломобильным пассажирам работают круглосуточно. А Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» продолжит теперь работать как единый кол-центр, куда могут обращаться такие пассажиры.

И вокзалов, на которых будут работать службы помощи маломобильным пассажирам, становится всё больше. В следующем году их будет почти 100. Центр содействия мобильности ежемесячно получает по 7 тыс. заявок. Каждого маломобильного пассажира встречают прямо у поезда. Но даже если пассажир не оставил заявку, ему помогут в любом случае - только, возможно, не столь оперативно.

Благодаря совместной работе с общественными объединениями инвалидов и учитывая мировой опыт в этой области, разработаны оригинальные и эффективные проектные решения для создания безбарьерной доступной среды: пандусы, лифты, эскалаторы, навигационные и информационные указатели - всё то, без чего передвигаться маломобильные пассажиры не могут.

Организованы и специальные места отдыха, в туалетных комнатах работают кабины для людей, передвигающихся в креслах-колясках, а в кассовых залах появились кассы с пониженными прилавками.

Подумали и о тех, у кого проблемы со слухом и зрением. Вокзалы обеспечили индукционными системами для слабослышащих, которые помогают им без труда ориентироваться в пространстве. Для людей с нарушениями зрения появились тактильные указатели и знаки, пиктограммы, мнемосхемы, которые станут для них «глазами» и сделают передвижение без­опасным.

Кроме этого адаптировано и уже работает в «режиме гида» специально созданное мобильное приложение. Оно разработано таким образом, чтобы помочь маломобильным гражданам построить оптимальный маршрут от привокзальной площади до необходимой точки на вокзале или нужной платформы.

Без очереди

В последнее время в некоторых вокзальных комплексах железных дорог стали появляться типовые досмотровые павильоны заводского изготовления - благодаря им досмотр, который необходим для обеспечения безопасности пассажиров, проводится весьма быстро. Спешащим на поезд пассажирам не нужно маяться в очереди. Такие павильоны будут работать на вокзалах городов, в которых в следующем году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Железнодорожники уверены, что многочисленные болельщики останутся довольны сервисом.

Некоторые вокзалы приросли дополнительными пассажирскими павильонами, а в Когалыме Ханты-Мансий­ского автономного округа появился «малый вокзал» на базовом модуле - этот опыт будет расширяться. Кассы открытого типа обеспечивают дополнительное удобство для пассажиров и при этом на 30% по сравнению с обычными экономят вокзальную площадь.

На правах рекламы