Многострадальная «М»: как менялся логотип московского метро

Евгений Биятов / РИА Новости

В Москве разгорается скандал вокруг нового логотипа метрополитена, разработанного студией Артемия Лебедева — в СМИ попали сведения, что на его разработку потрачено 232 миллиона рублей. И хотя представители метрополитена заявили, что логотип обошёлся городу в символическую сумму 1 рубль, членом думского Комитета по бюджету Михаилом Сердюком была инициирована проверка сделки. АиФ.ru вспоминает, как совершенно бесплатно менялся логотип метро на протяжении десятилетий.

   
   

Идея ребрендинга Московского метро уже давно витала в воздухе, ведь у столичной подземки... нет единого логотипа. На рекламных щитах, объявлениях, фасадах, в вестибюлях и на билетах красная буква «М» набрана разным шрифтом, и по всему метрополитену можно насчитать более 100 разных его логотипов.

Новый логотип метрополитена, разработанный студиейАртемия Лебедева. Фото: Кадр youtube.com

Рождение красной «М»

Московское метро было открыто в 1935 году, и тогда же на крышах первых станций появились большие буквы М в связке с надписью «метро». Первоначально предполагалось, что символ нового столичного вида транспорта разработают сами горожане, но открытый конкурс не дал результатов: комиссия забраковала все 97 предложенных москвичами вариантов эмблемы.

Логотип 1935 года. Фото: Коллаж АиФ

Точных сведений, кто разработал логотип метро, не существует. Согласно одним источникам, его придумал Самуил Кравец, а по другим — Иван Таранов. Оба они были архитекторами, которые занимались строительством станций метро. Впрочем, с самого начала логотипы сильно отличались друг от друга. На некоторых станциях они устанавливались уже после постройки, и нередко для них не было достаточно места, с чем было связано «пережимание» буквы «М» по ширине. При этом на фасадах станций были установлены одни логотипы, а в вестибюлях и на жетонах использовались другие, напоминавшие буквы на входе в метро только отдалённо. В отделке подземной части станций и вовсе не было никакой чёткой концепции.

До распада СССР московские власти пытались привести буквы на вестибюлях к общему знаменателю, что видно по старым фотографиям разных лет, однако чёткой позиции в отношении логотипа выработано так и не было.

Нередко символика московского метро закладывалась при проектировании новых зданий, и в таком случае её начертание и вовсе было произвольным: буквы выполнялись разными шрифтами, из разных материалов и стилистически сильно отличались друг от друга. Позже буквы на входе в метро стали подсвечивать при помощи неоновой трубки, которой опутывали её каркас, и поэтому они фактически лишились засечек.

   
   

Оттепель без засечек

В 1960-е годы строительство метро вышло на новый этап, и нередко новые станции возводились уже без наземных вестибюлей. Буквы «М» повсеместно лишались засечек и устанавливались на специальных столбах у подземных переходов, в которых был расположен вход в метро.

Логотип 1960-х годов. Фото: Коллаж АиФ

В 1970-е логотип было решено вписать в полукруг, который символизировал туннель метро. При этом чёткой стандартизации и в этом случае не было: в зависимости от необходимости менялся размер, цвет подложки, ширина обводки, шрифт.

В 2013 году на билетах и картах «Тройка» появился ещё один вариант изображения эмблемы: буква «М» была вписана в форму, которая представляла собой неидеальный круг. С другой стороны карты символ метро был по-прежнему вписан в полукруг-туннель.

Современный логотип. Фото: Коллаж АиФ
 

Новый-старый логотип

В 2014 году студией Артемия Лебедева был разработан новый логотип, который, по мнению дизайнеров, сочетает в себе все ключевые особенности всех предыдущих. «В студии проведено масштабное исследование истории происхождения и развития логотипа Московского метро с целью понять, как знаменитая буква должна выглядеть сегодня», — сообщается на сайте дизайн-бюро.

Кроме того, дизайнеры выразили благодарность руководителю департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максиму Ликсутову и заместителю руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алине Бисембаевой за доверие и всестороннюю помощь в работе над проектом.

Логотип, разработанный студией, лишён подложки, обводки и представляет собой большую букву «М» с засечками. Дизайнерами были разработаны два варианта начертания символа подземки: обычный и «парадный», который включает в себя подсветку неоновыми трубками. По мнению дизайнеров, такая эмблема будет привычна как для жителей Москвы, так и для иностранцев, для которых именно такое обозначение метро является узнаваемым.

В сообщении на сайте не указано, была ли разработка логотипа метро госзаказом или это инициатива самих дизайнеров. По словам главы департамента транспорта Максима Ликсутова, предложенная студией Лебедева концепция является имиджевым проектом и будет внедряться повсеместно в случае успешного прохождения общественного обсуждения. Сумма в 232 миллиона рублей, якобы выплаченная дизайнерам, на самом деле была выделена на улучшение имиджа общественного транспорта в целом, на разработку концепции единой навигации, стратегии бренда и визуального стиля.

Госзаказ для Артемия Лебедева

Попытки московских властей улучшить дизайн схем московского метро начались в 2012 году, когда компанией «Автоселл» была разработана новая карта подземки, которая вызвала серьёзные нарекания как со стороны профессиональных дизайнеров, так и со стороны пассажиров: на ней отсутствовала река, не были обозначены аэропорты, вокзалы, она плохо читалась.

После критики в СМИ департамент транспорта объявил конкурс, в котором мог принять участие любой дизайнер или дизайн-студия. При этом денег за свою работу они не получали, ведь они уже были выплачены «Автоселлу», однако победитель получал право разместить свой логотип на всех схемах метро. Экспертным жюри было выбрано три работы: дизайн-студии Артемия Лебедева, дизайнера Ильи Бирмана и дизайнеров РИА « Новости». Окончательный выбор было предложено сделать самим москвичам в ходе интернет-голосования. В результате победителем стала схема, разработанная студией Артемия Лебедева, за которую проголосовало более 38 тысяч человек.