Вышло так, что транспортная реформа, стартовавшая сразу во многих российских регионах, пришлась на время политических и экономических неурядиц. Из-за подорожавших комплектующих и нехватки водителей с улиц городов пропадают автобусы и целые маршруты. В то же время на государственном уровне признано: качественный общественный транспорт — стандарт, а его прибыльность — вопрос второстепенный.
Ни машин, ни водителей
В последние два-три года сразу в нескольких российских регионах радикально изменилась система общественного транспорта. На смену маршрутным такси — которыми, по сути, были даже автобусы большого класса — пришла система брутто контрактов, когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а тот уже расплачивается с перевозчиками.
По идее, такой подход должен оставить в прошлом гонки за пассажирами и заставить перевозчиков соблюдать график. Работать по-новому стали Пермь, Тверь, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Ярославль, Курск. Но парадоксальным образом реформа идёт на фоне общего кризиса городского транспорта.
Из-за санкций западные поставщики прекратили напрямую работать с отечественными производителями машин и запчастей, что обернулось их резким подорожанием. Но едва ли не большая проблема — нехватка водителей. Многие не выдерживают условий труда. Ведь работать приходится без смен, горячих обедов и нормальных туалетов на конечных остановках, а также за невысокую зарплату.
В 84 крупнейших городах по итогам 2022 года стало на 200 маршрутов общественного транспорта меньше, сообщает РБК со ссылкой на компанию из сферы транспортного моделирования Simetra. Количество маршрутов сократилось на 4%, автобусов — на 7%, трамваев — на 3%. Средний интервал движения вырос с 16 до 19 минут, среднее время ожидания на остановке — с 1,8 до 2 минут.
10 лет и старше
Сообщения из разных регионов свидетельствуют, что эта безрадостная тенденция продолжается и в нынешнем году.
Так, в Омске прокуратура сообщила о нарушениях в организации транспортного обслуживания. 1 июля в городе изменились схемы 19 маршрутов, и на пять из них так и не вышло достаточное число автобусов. Кроме того, местные власти не озаботились снабдить все новые остановки павильонами.
В Ростове-на-Дону изменения произошли 1 августа — мэрия заключила с перевозчиками новые контракты. Но перейти на брутто-контракты власти здесь не решились: посчитали, что в год надо будет платить из бюджета на 1,1 млрд руб. больше, чем удастся выручить от проезда. Взять деньги пока неоткуда. Зато водителей одели в униформу, а автобусы снабдили кондиционерами. Но одновременно снизилось и количество автобусов на большинстве маршрутов. Горожане сразу же это почувствовали. Основная причина — нехватка водителей. И это при том, что транспортные компании готовы платить им вдвое больше средней зарплаты по региону.
Казанцы с содроганием ждут 1 сентября. Местная ассоциация автотранспортных предприятий заранее предупредила горожан о возможной задержке автобусов, которые могут не справиться с возросшим на 15-20% осенним пассажиропотоком. Причина — критический износ парка: в июле автобусы старше десяти лет сходили с маршрутов 600 раз. И перевозчики, и пассажиры надеются на анонсированную руководством Татарстана программу обновления подвижного состава.
«Перевозчики Казани выпускают автобусы на маршруты согласно утверждённому комитетом по транспорту расписанию, — уверяет председатель ассоциации Сергей Тепляков. — Сегодня головная боль — это автобусы старше 10 лет. Ежедневно мы фиксируем от 15 до 30 сходов с маршрута по технической причине. Из гаража автобус выходит в технически исправном состоянии, на линии происходит внештатная ситуация. 263 автобуса исчерпали свой ресурс и требуют замены».
В Волгограде в центре внимания — пригородные автобусы. С февраля 2024 года они перестанут ходить до центра, и это обычная для многих регионов история: власти убирают маршруты, дублирующие внутригородские. Но для жителей Волжского, расположенного на противоположном берегу великой русской реки, давно стало нормой ездить в областной центр на работу и учёбу. Теперь им придётся добираться до пункта назначения с пересадкой.
Б/у в подарок
20 августа на посвящённом транспорту заседании президиума Госсовета глава профильного министерства Виталий Савельев рассказал, что средний возраст автобусов, которые ходят по городским улицам, — восемь лет при сроке службы от семи до десяти, а троллейбусы и трамваи в среднем уже достигли «пенсионного» возраста в 15 и 25 лет. И это не удивительно, ведь перевозчики и муниципальные власти не в силах купить новые, часто мечтают даже о подержанных машинах. В городах России во всю пользуются подаренными Москвой троллейбусами и трамваями.
Воронеж этим летом принял в дар троллейбусы, от которых отказались в соседнем Белгороде — там сочли «рогатый» транспорт устаревшим и не заслуживающим вложений.
Выпущенным в 2013 году машинам ещё работать и работать, а выглядят они заметно свежее тех, что до сих пор курсировали по воронежским улицам. Правда, это не решает проблему их убыточности: в эксплуатации троллейбус гораздо дороже автобуса.
Впрочем, одно дело — свести дебет с кредитом, и совсем другое — добиться, чтобы поездка в общественном транспорте перестала быть ежедневным стрессом.
«Какие-то регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства, какие-то — нет. Но безусловно нужно создавать качественные и доступные условия для поездок всех жителей, как в городах, так и в сёлах», — отметил на том же заседании президент Владимир Путин и поручил правительству разработать необходимые меры.
Позиция главы государства перекликается с тем, что много лет говорят эксперты и общественники: транспорт — не бизнес и не муниципальная услуга, а неотъемлемое условие нормальной жизни города. И пытаться на нём заработать — то же самое, что брать деньги за пользование тротуарами, ливнёвками или уличным освещением.