Легкой дороги. Регионы России получили 6 тысяч новых автобусов

Фото © / Предоставлено министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области

В России завершается программа поставки почти 6 тысяч новых автобусов в 73 региона, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. Тем самым власти решают острую проблему износа общественного транспорта. Обновление парка координировали Минтранс и Минстрой совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий». При этом правительство применило новый финансовый механизм — специальные казначейские кредиты.

   
   

Обновление парка

Около 40% существующего в России парка общественного транспорта вышло за пределы нормативного срока эксплуатации. Это порядка 57 тысяч автобусов, а также 9 тысяч троллейбусов и трамваев, которые ежедневно выходят на маршруты по всей стране.

В прошлом году Правительство РФ по поручению президента Владимира Путина выделило на решение этой задачи 50 млрд рублей в виде специальных казначейских кредитов (СКК). На эти средства в регионы удалось поставить 5928 машин.

«Программа выполнена более чем на 99%. Благодаря этому удалось улучшить качество обслуживания пассажиров на более чем 4 тысячах муниципальных и межмуниципальных маршрутов по всей стране», — сообщил Марат Хуснуллин.

Фото предоставлено правительством Ивановской области

Кроме того, региональные власти получили от федерального центра инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). С 2022 года за счет ИБК в регионы было поставлено 1462 единицы транспорта, в том числе 251 троллейбус, 535 автобусов, 468 вагонов метро, 20 составов (220 вагонов) МЦД, 188 трамваев.

К примеру, Нижегородская область за счет СКК получила 306 новых автобусов, Курганская — 60, Омская —164, в том числе комфортные автобусы большого класса, которые совершают пассажирские перевозки на дальние расстояния. Причем 98% машин — отечественного производства. В Ставропольском крае на маршруты выйдут 204 «НефАЗа», «ПАЗа» и «Газели», в Татарстане — 119 автобусов марок «Лотос», «НефАЗ», «ПАЗ» и «Газель».

«Таким образом, благодаря СКК мы поддержали отечественного производителя, способствовали созданию десятков рабочих мест на транспортных предприятиях и в сопутствующих отраслях и, конечно, повысили безопасность и комфорт пассажирских перевозок по всей стране», — сказал генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов.

   
   
Фото предоставлено департаментом экономического развития Курганской области

Значительная часть новых автобусов имеют высокий класс экологичности, что позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду. Так, в Воронежской области 43 из 72 новых автобусов в качестве моторного топлива используют метан, отметил Шагиахметов.

«Решение властей закупать отечественные модели автобусов дают их производителям долгосрочный консолидированный заказ, под который они могут планировать свое развитие, обновлять оборудование и повышать занятость населения», — заявил aif.ru замглавы Центра экономики инфраструктурных отраслей ЦСР Алексей Сафронов.

В свою очередь, пассажиры получают более высокий уровень комфорта, что особенно важно для маломобильных граждан. Нормой в общественном транспорте становится наличие кондиционера. В результате в России быстрее развивается и транспортное машиностроение, и общественный транспорт, добавил эксперт.

Фото предоставлено правительством Ивановской области

Конкурсный механизм

Фонд развития территорий нашел эффективный путь решения проблемы износа общественного транспорта, однако ее масштаб требует продолжения совместных усилий региональных и федеральных властей, отметил Алексей Сафронов. По его словам, 57% всех трамваев, 39% троллейбусов и 25% автобусов в городах России имеют срок эксплуатации выше нормативного, поэтому обновление парка отвечает интересам населения.

Особенность инфраструктурных бюджетных (ИБК) кредитов состоит в том, что регионы получают деньги из федерального бюджета по очень низкой ставке — всего лишь 3% годовых — и на длительный срок, не менее 15 лет, причем с отсрочкой первого платежа в три года, пояснил Сафонов. Основными условиями является участие в конкурсе проектов и наличие внебюджетных источников финансирования.

Фото предоставлено Правительством Ивановской области

Специальный казначейский кредит предоставляется по схожим правилам, тоже по льготным условиям на 15 лет под 3% годовых. Основное отличие — СКК перечисляют за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

«Просто купить за федеральные деньги новые трамваи или автобусы и подарить их регионам было бы дешевле. Но сам по себе новый подвижной состав, без сопутствующих мероприятий по обеспечению приоритета городского общественного транспорта (а это выделенные полосы, удобное расписание, „билетное меню“, пересадочные узлы и многое другое) большого эффекта не оказывает. Особенно если он для региона „бесплатный“. Поэтому был придуман конкурсный механизм, где регион должен пояснить, как он собирается использовать новые машины и какой эффект от этого планирует получить», — объяснил Алексей Сафронов.

Фото предоставлено Правительством Ивановской области

Администратором обеих программ — ИБК и СКК — является Фонд развития территорий (ФРТ), пояснил эксперт. ФРТ принимает заявки на кредит и готовит по ним заключения. Решение о выделении кредита принимает президиум правительственной комиссии по региональному развитию Российской Федерации. А возглавляет президиум вице-премьер Правительства России Марат Хуснуллин, который также является председателем наблюдательного совета ФРТ.

«Высокий процент износа общественного транспорта, нехватка собственных средств у регионов, а также льготная ставка кредитования (более чем в пять раз ниже ключевой ставки Центробанка) делают эти финансовые инструменты чрезвычайно востребованными», — заключил Алексей Сафронов.