Рейс QZ 8501 не прибыл в пункт назначения
Список авиационных происшествий завершающегося года пополнился ещё одним мрачным событием. Утром 28 декабря стало известно о том, что в небе над Яванским морем исчез авиалайнер А320-200, принадлежащий индонезийскому подразделению малайзийской компании AirAsia.
Самолёт выполнял рейс QZ 8501 из индонезийского аэропорта Сурабайя в Сингапур. В 6:17 по местному времени 28 декабря (2:17 по мск) пилот авиалайнера в последний раз вышел на связь с просьбой, как выразился представитель официальных индонезийских властей, «проследовать необычным курсом». По предварительным данным, экипаж просил разрешения поднять самолёт на высоту 11,5 км, чтобы избежать попадания в плотную облачность.
Последний сеанс связи с лайнером произошёл в тот момент, когда он находился над Яванским морем, в точке с координатами 3 градуса 9 минут 15 секунд южной широты и 111 градусов 28 минут 21 секунда восточной долготы.
В пункт назначения А320 должен был прибыть в 8:30 по местному времени, однако в аэропорту Сингапура самолёт так и не дождались.
Первая катастрофа AirAsia
Власти Индонезии и представители авиакомпании попросили не спешить с выводами, однако при этом подчеркнули, что шансов на благополучный исход практически нет, поскольку топлива у самолёта было не более чем на четыре с половиной часа полёта.
На борту А320 находились 155 пассажиров и 7 членов экипажа. 156 человек из находившихся на борту — индонезийцы, а также три гражданина Южной Кореи, один француз, один малайзиец и один гражданин Сингапура.
По заявлению представителей AirAsia, экипаж был опытным, самолёт находился в исправном состоянии и не имел нареканий.
В качестве причин ЧП пока рассматриваются две версии: неблагоприятные погодные условия и нехватка топлива. Предположительно, А320 рухнул в море.
Малайзийская авиакомпания AirAsia является крупнейшим бюджетным авиаперевозчиком в азиатском регионе. Самолёты компании совершают рейсы по более чем 400 направлениям в 25 странах мира. Компания была основана в 1993 году, и до настоящего момента катастроф с лайнерами этого авиаперевозчика не происходило.
Вслед за самолётом рухнули акции малайзийских авиаперевозчиков
В предполагаемый район авиакатастрофы немедленно отправились индонезийские спасатели. Сразу несколько стран, включая Малайзию, объявили о готовности оказать помощь Индонезии в поиске пропавшего самолёта. Как заявили спасатели, работа затруднена тяжёлыми погодными условиями и сильным волнением моря.
До наступления тёмного времени суток 28 декабря поиски результатов не дали и были прекращены. С рассветом спасатели возобновили операцию.
Российские дипломаты подтвердили, что граждан РФ на борту не было.
После сообщений об исчезновении А320 акции компании AirAsia, в течение нескольких лет считавшейся лучшим бюджетным авиаперевозчиком в мире, рухнули более чем на 10 процентов. Падение коснулось и других малайзийских авиаперевозчиков.
Утром 29 декабря представитель спасательных служб Индонезии заявил, что, скорее всего, пропавший самолёт находится на дне моря.
«Боинг» в марте, «Боинг» в июле, А320 в декабре — чёрный список потерь
Для малайзийской авиации (ещё раз напомним, что компания AirAsia является малайзийской) 2014 год стал настоящим кошмаром. Исчезновение А320-200 над Яванским морем стало третьим происшествием подобного рода в уходящем году, и все они прямо связаны с Малайзией.
В ночь на 8 марта 2014 года «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines пропал по пути из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту. С момента исчезновения прошло уже почти 10 месяцев, однако никакой достоверной информации о том, что случилось с лайнером и людьми, по-прежнему нет. В истории современной пассажирской авиации это ЧП не имеет аналогов. Ни одна из выдвинутых официальным расследованием и независимыми экспертами версий не нашла серьёзного подтверждения.
17 июля 2014 ещё один «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в небе над Донбассом. Все 298 человек, находившиеся на его борту, погибли. С момента той трагедии прошло почти полгода, но по сей день нет достоверной информации о том, кто именно сбил малайзийский самолёт. Стороны конфликта возлагают ответственность друг на друга, взаимными обвинениями обмениваются США и Россия, а следователи собираются обнародовать данные расследования не раньше весны 2015 года. Однако нет уверенности, что и следующей весной в этом деле наступит ясность.
Пока неизвестно, станет ли происшествие с А320 такой же неразрешимой загадкой, как первые два случая. С уверенностью сейчас можно сказать одно — доверие к малайзийской авиации 2014 год подорвал совершенно.