Когда в поездах появились подстаканники и зачем?

Категория:  Транспорт
Ответ эксперта

Подача чая в подстаканнике у каждого россиянина сразу ассоциируется с длинными путешествиями в поездах. Наверняка всякому на ум приходил вопрос: откуда взялись эти самые подстаканники и почему чай подают именно в них? Оказывается, тому есть историческое объяснение.

   
   
Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Когда и кем были введены подстаканники в поездах?

Подстаканники впервые были введены в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Российской империи Сергея Витте. Как пояснила АиФ.ru Наталья Пфаненштиль, начальник управления по общим вопросам и взаимодействию со СМИ кольчугинского завода «Электрокабель», производящего подстаканники, это было сделано из-за жалоб проводников на неудобство разноса чая пассажирам. Стаканы с кипятком обжигали руки, поэтому донести их до адресата было очень тяжело. Подстаканники во многом упростили им работу. Держась за специальную большую ручку, проводники с легкостью раздавали горячий напиток всем желающим.

Массовый заказ для железных дорог, согласно данным открытых источников, был осуществлен в 1924 году. Появились подстаканники с разными гравировками: в форме плетеного лукошка, с изображением Санкт-Петербурга и моста через Неву, горожанина и горожанки, с надписями «Пейте на здоровье», «Кавказъ» и т. д.

В настоящее время выпускаются никелированные, посеребренные, медные, а также позолоченные подстаканники. Стоимость — от 800 рублей. По словам Пфаненштиль, их популярность до сих пор очень высока. Основным заказчиком, как правило, выступает ОАО «РЖД». Регулярно выпускаются лимитированные серии, приуроченные к тем или иным памятным датам.

Подстаканник с символикой ЧМ-2018, выпущенный на заводе «Электрокабель» в городе Кольчугине Владимирской области. Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков