Какая компенсация положена пассажирам при задержке поезда?

Категория:  Транспорт
Ответ редакции

За задержку отправления поезда или за опоздание поезда перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда. Согласно Федеральному закону № 18-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, производится перевозчиком за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. Задержка отправления или опоздания менее чем на 1 час в расчет не принимается.

   
   

В случае задержки отправления или опоздания поезда к перевозчику должна быть предъявлена претензия.  К претензии требуется приложить проездные документы (билеты). Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и уведомить о результатах ее рассмотрения в течение 30 дней со дня получения.

Перевозчик может быть освобожден от штрафа, если докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Какая компенсация положена за опоздание скоростных поездов? 

Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростных поездов предусмотрена распоряжением ОАО «Федеральная пассажирская компания» от 10 октября 2019 г. N 994/р. Согласно этому документу, компенсация за опоздание скоростного поезда на станцию назначения пассажира, расположенную на территории Российской Федерации, выплачивается в следующих размерах:

  • за опоздание от 30 до 60 минут (включительно) — 25% стоимости проезда (билет и плацкарта);
  • за опоздание от 61 до 120 минут (включительно) — 50% стоимости проезда (билет и плацкарта);
  • за опоздание более 121 минуты — 100% стоимости проезда (билет и плацкарта).

Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание скоростных поездов производится только по проездным документам, оформленным на веб-ресурсах, в билетных кассах и транзакционных терминалах самообслуживания на территории Российской Федерации.

В распоряжении сказано, что выплата компенсации производится в том случае, если опоздание произошло по вине ОАО «РЖД» или АО «ФПК». Претензии к перевозчикам по поводу штрафов можно предъявить в течение 45 дней со дня задержки поезда.

Как получить компенсацию за задержку поезда? 

В случае опоздания поезда пассажиру необходимо получить у начальника поезда бланк претензии и заполнить его. В претензии необходимо указать: 

   
   
  • фамилию, имя, отчество (полностью);
  • серию и номер паспорта, дату его выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт;
  • дату и место рождения;
  • адрес регистрации по месту жительства (с указанием индекса);
  • гражданство;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты;
  • государство проживания;
  • в случае согласия на включение дохода ребенка (иждивенца) или детей (иждивенцев) в виде денежной компенсации в доход законного уполномоченного представителя — его фамилию, имя, отчество (полностью) и дату рождения;
  • номер поезда, вагона, места, дату отправления;
  • номер проездного билета;
  • адрес фактического проживания;
  • расчетный счет с банковскими реквизитами, номер банковской карты для перечисления денежной компенсации за опоздание поезда.

Претензию вместе с проездным документом необходимо передать начальнику поезда. Он обеспечивает сбор полностью заполненных пассажирами бланков претензии и проездных документов (в том числе электронных) для передачи их в железнодорожное агентство филиала формирования поезда. 

В случае отсутствия у пассажира в пути следования информации для заполнения бланка претензии начальник поезда (проводник вагона) рекомендует пассажиру направить претензию после заполнения бланка по почте в адрес железнодорожного агентства, указанного на почтовом конверте.

В случае если пассажиру необходим проездной документ для отчета, претензия рассматривается после поступления проездного документа в железнодорожное агентство филиала формирования поезда.